Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Вопрошающему о том, как спастись, Господь, со Своей стороны, задал вопрос: «в законе что написано? как читаешь?» (Лк. 10, 26). Этим Он показал, что за решением всех недоразумений надо обращаться к Слову Божию. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия обо всем, что в нем и что около, и что выше его; выясняет свои обязательные отношения ко всем случаям жизни и святые правила, как драгоценные жемчужины, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу. Епископ Феофан Затворник.

Вторая заповедь:

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Вторая заповедь, являясь своеобразным логическим продолжение первой, запрещает идолопоклонство. Она прямо указывает, что не надо создавать для почитания кумиров, не надо почитать подобия или изображения того, что мы видим на небе (звезды, луна и т.д.), что находится на земле (животные, растения и т.д.), что находится в воде (рыбы и т.д.). Кто-то скажет, что все это вытекает из первой заповеди: «Я Господь Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня». Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Важной отличительной особенностью второй от первой заповеди является то, что речь идет не о богах, а о кумирах. На практике это выглядит примерно так:

Человек верит в Бога Отца и Сына и Святаго Духа. Возможно, даже ходит в храм, молится, почитает церковные праздники, соблюдает посты, исповедуется, причащается и т.д. Однако в жизни у него есть кумир, которому он подражает, которого он уважает, который является для него примером, кроме Иисуса Христа. Дальше возможно два варианта.

Первый – это когда кумир своим примером противоречит учению Господа нашего Иисуса Христа, подталкивает человека к полному или частичному несоблюдению Божиих Законов. Может показаться, что здесь парадокс: человек одновременно стремится к соблюдению закона Божия и от него отталкивается через своего кумира. Но никакого парадокса нет. В отличие от Бога, что бы дьявол ни предложил человеку, все будет временным. Единственное вечное, что он может предложить, – это страдания, мучения. Вот и на примере кумира человек может видеть быстрые, временные и легкие результаты, хотя то, что результат временный, как правило, от человека скрыто. Например, девушка в сериале увидела, как ее любимый персонаж вместо того, чтобы помириться с обидчиком, просто окончательно испортил все отношения. И вот никаких обид, никаких проблем. Девушка, по примеру персонажа (поддавшись искушению), поступает так же со своей соседкой, с которой были натянутые отношения. И вот никаких отношений, никаких разговоров, никакого общения. Результат быстр. Но пройдет время, возможно, даже длительное (годы) и, например, во время болезни никого не будет рядом, кроме соседки, живущей через забор. За лекарствами не будет сил сходить. И тот единственный, кто смог бы помочь, с тобой не разговаривает. А больному необходим постоянный уход: помощь по дому, доброе слово… Как горька такая ситуация. А теперь задумайтесь… Как просто и легко было, если бы в свое время они сумели найти общий язык (как учит евангелие).

Второй вариант – это когда кумир не подталкивает человека к нарушению заповедей, а, наоборот, своим примером призывает их соблюдать. Кто-то спросит: «Что плохого в том, что, кроме Бога, есть еще один пример благочестия и любви?» Опять же, надо понимать, что в нашем случае этот пример стал кумиром. Это приводит к тому, что человек на него (на кумира) полагает свою душу, а Бог отходит на второй план, хотя полностью признается человеком и почитается как истинный и единый Бог Отец, Сын и Святой Дух. Примером здесь может быть почитание святых больше Бога. В своей практике часто сталкиваюсь с таким: Приходят люди заказать молебен и спрашивают: «Скажите, вот тут у нас суд, переживаем. Кому заказать молебен?» Или еще: «Вот у меня дочка непраздная (болящая, путешествующая, поступает в университет и т.д.), кому молиться?» Говоришь просто: «Богу». А на тебя смотрят такими глазами, словно хотят спросить: «Ну что ты тут, батюшка, говоришь? Богу это понятно. Но мне надо, чтобы помогло». Словом, в глазах у людей неверие в то, что молитва Богу поможет.

Идолопоклонство в своем грубом виде (в том виде, которому преданы все язычники) достаточно понятно: вера в различные явления (увидел падающую звезду – загадал желание), вера в действия (если правильно загадать желание на новый год – оно обязательно сбудется), вера в неодушевленные предметы (в нашем городе я видел, как молодые девушки трут клюв воробью на площади и о чем-то его просят), вера в людей (музыкантов, экстрасенсов, певцов) и т.д. Это идолопоклонство связанно в первую очередь с видимым осязаемым миром.

Поговорим о более тонком идолопоклонстве – служению греховным страстям. Первый идол – чревоугодие. Апостол Павел так и сказал о людях, страдающих этим недугом: «… их бог – чрево…» (Флп. 3, 19). Чревоугодие – это страсть к еде и питью. Святитель Игнатий (Брянчанинов) перечисляет страсти, относящиеся к чревоугодию: «Объедение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноедение, лакомство, вообще нарушение воздержания». Надо понимать, что чревоугодие - это обман. Хоть человек и наелся, а бес говорит: «…еще хочу, мало…». Об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник: «…Чревоугодие есть притворство чрева, потому что оно и будучи насыщено вопиет: «Мало!», будучи наполнено и расседаясь от излишества, взывает: «Алчу!». Преподобный Авва Дорофей выделяет два вида чревоугодия. Первый – гортанобесие, когда человек вкушает пищу, которая ему нравится, и до того поддается приятности вкуса, что удерживает во рту пищу, долго жует ее и не решается проглотить из-за вкуса. Второй – чревобесие, когда человек не разбирает, какая пища, а заботится лишь о том, чтобы наполнить ею побольше свое чрево. Говоря о чревоугодии, необходимо коснуться отдельно пьянства. Прежде чем отрицать в себе этот грех, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) просит задуматься. Может, многие и не упиваются вином или водкой, но не случалось ли вам в гостях на празднике или вообще где-то выпить вина более меры? Или еще страшнее – не спаивали ли вы кого-либо? Кто-то скажет: «Сейчас почти все услуги можно купить за поллитра». Но у христиан, знающих, какое зло могут принести эти поллитра,  совесть должна подсказывать, что за услуги мы даем ближнему яд. Мы поставили ему поллитра, а человек выпьет, будет хулить Бога, изобьет жену и т.д. – и мы разделим его грех как соучастники. Если говорить о борьбе с этой страстью, то приведу советы святых отцов. Преподобный Силуан Афонский учит: «Ешь столько, чтобы после еды хотелось молиться». Преподобный Иоанн Лествичник заповедует: «Кушая, вспоминай суд и смерть, оцет и желчь Владыки Твоего». (Оцет – окисшее вино, уксус, которым была смочена губка, поднесенная на копье к устам распятого Спасителя. «Господь вкусил оцет за нас, — и мы должны угасить в себе все проявления гнева, всякое смущение суетное», - епископ Игнатий Брянчанинов).

Второй идол – любостяжание. Святой апостол Павел прямо говорит: «Любостяжание есть идолослужение» (Кол. 3, 5). Это жадность к богатству, ненасытное желание иметь всего как можно больше. И здесь речь идет не только о деньгах, а и о вещах, нас окружающих. Как часто люди стремятся захламить жилища всевозможными ненужными вещами (дорогими картинами, статуэтками и т.д.), трясутся над дорогой одеждой, хотят купить машину подороже, переживая, что деньги обесценятся, бегут в магазины за вторым, третьим телевизором и так можно долго перечислять. Эта страсть проявляется даже по отношению к таким вещам, как просфоры и святая вода. Люди копят литрами святую воду, копят просфоры, не едят их, они черствеют… Преподобный Иоанн Кассиан говорит: «Сребролюбие называется идолослужением, потому что человек, обладаемый этой страстью, хочет вместо Бога любить и хранить изображения людей, напечатанных на золоте». Безусловно, главным средством против этой страсти является милостыня. Однако следует помнить слова Иисуса сына Сихарова: «Дары беззаконных неблагоугодны» (Сир. 24, 18).

Третий идол – гордость и тщеславие. Здесь человек поклоняется своему «я». Причем вдобавок желает, чтобы и другие его почитали. Преподобный Иоанн Лествичник учит: «Для гордого бес не нужен, гордый сам является для себя бесом». К большому сожалению, в наше время даже развивается культ гордости. В современном обществе к этому расположено многое. К примеру, когда люди устраиваются на работу, то что от них требуется? Чтобы, проходя собеседование, показали себя в наилучшем свете, похвастались своими умениями, способностями помимо профессиональных требований. А это знаменитое выражение: «Скажи себе: «Я все смогу» - и у тебя все получится». Звучит словно: «Забудь про Бога. Ты справишься без Него». Тысячи различных соревнований, олимпиад призваны не просто развить что-то в детях, а выделить лучших. Я по себе знаю, что потом этих лучших приглашают на городские новогодние утренники, дарят им особые подарки, называют «одаренными». А что, остальные дети не одаренные? Потом в «одаренных» зарождается мысль: «Я не такой, как другие. Я лучше…» Но не стоит впадать в отчаяние. Эти времена неизбежны. И если мы живем сегодня – значит мы в силах с Божией помощью бороться со страстями, которые нас окружают. Преподобный Иоанн Кассиан говорит: «Страсть гордости можно победить через жизнь по заповедям евангельским в страхе Божием, и смирении, и кротости, и простоте сердца, и послушании, и памяти смерти. Начало нетщеславия – хранение уст и любовь к бесчестию».

Это не все идолы. Надо понимать, что идолом может стать даже обычный молитвослов. Если человек переживает не над смыслом вечерних и утренних молитв, а над тем, чтобы вычитать их раз и еще раз по своему любимому молитвослову. То есть он больше переживает не за то, чтобы правильно вдумчиво помолиться, а за то, чтобы именно по этой книге прочитать молитвы. Идолом может стать постоянное оправдание своих грехов, которое правильно называется раболепство духу времени. Люди преступают закон, грешат, а потом себя оправдывают, что «теперь все так делают». Так же идолом может быть страсть к фильмам, сериалам, пустословным разговорам по телефону, компьютерным играм и т.д.

Всякий раз приступая к какому-нибудь делу, помолитесь о том, чтобы Бог благословил это делание. Например, к Богу не обратишься со словами: «Помоги мне, Господи, посмотреть этот сериал». Так же не обратишься и со словами: «Помоги мне, Господи, купить выигрышный лотерейный билет». Стыдно такое просить. Поэтому, если вы чувствуете, что действительно можно попросить у Бога помощи в этом деле, то приступайте к нему, а если нет, то задумайтесь: «Не идол ли это, которому вы служите?»

иерей Александр Лешкевич