Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

Заповедь первая

          Заповеди… Каждый человек на земле хоть раз да слышал это слово. А православный человек старается еще и жить по заповедям. Но понимаем ли мы, что значит жить по заповедям. Зачем нужны заповеди? Что они нам дают? Может, и без них можно хорошо жить?

            Представьте себе следующий жизненный момент. Ребенок собрался погулять на улице. И вот только он начал одеваться, как папа ему и говорит: «Куда летишь?! Надень свитер! Замерзнешь».  Папа переживает за своего сына. Он любит своего сына и поэтому просит его одеться теплее. Папа переживает, что сын может простудиться и заболеть. Так и Господь Бог, как самый любящий Отец, дал нам заповеди – ту «одежду», которую необходимо на себя надеть, чтобы спастись. А мы как дети: не до конца понимая, зачем это нам надо, зачастую отталкиваем и пренебрегаем этой заботой. Как потом тяжело лечиться.  Как сложно порой искать ответы на простые вопросы, не зная заповедей.

 

Первая заповедь:

«Я Господь Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня».

Как правильно понимать эту заповедь? Ее можно условно разделить на две части:

  1. «Я Господь Бог твой;»
  2. «пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня».

            В первой части Бог указывает на Себя, тем самым побуждая нас познавать Его. Кто-то спросит: «Где здесь написано познать Бога?». Не торопитесь. Давайте  поразмышляем. Когда на свет появляется новый человек, родители окружают его неимоверной заботой. Везде и всюду следят за ним, переживают за него и т.д. Что бы ребенок понимал и знал, что это за женщина пребывает рядом с ним постоянно, мама ему объясняет: «Я твоя мама». Тем самым она говорит: «Посмотри на меня, я буду рядом с тобой, буду тебе помогать, буду учить тебя жить». Для того что бы хорошо понимать маму, ребенку необходимо узнать ее изнутри, что он и делает по мере взросления. Ведь одни и те же слова, сказанные разными людьми, звучат различно. Точно так и в первой части заповеди Бог побуждает нас к познанию Его, чтобы мы могли правильно и всецело понимать Его слова – заботу о нас. Но как мы можем познать Бога, что для этого необходимо? Священное писание учит нас, что к познанию Бога нас приводят любовь, вера и добрые дела. «Любящий знает Бога» (1Ин.4,7). «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11,6). «Вера без дел мертва» (Иак.2,20). Действительно так и есть. Ведь только по - настоящему любящий сын может понять своего отца. А если нет любви, то каждое сказанное отцом слово будет вызывать раздражение, злобу и, в конце концов, появится желание поспорить и доказать любым способом, даже ложью, что отец не прав. Поэтому любовь очень важна на пути познания Бога. А вера? Если человек не будет верить, то все, что он слышит, не будет восприниматься всерьез. Даже, если человек будет выполнять все заповеди, но не будет в них верить, его жизнь будет как роль в театре. Все слова, сказанные актером на сцене, не имеют никакого значения за сценой. Так и здесь: все заповеди, выполненные без веры, не имею никакого значения для этого человека, ибо они лишь внешняя оболочка, а не отражение души. Но  и вера может быть сухой и мертвой. В нашем мире есть много людей, которые просто верят в Бога, но не соблюдают заповеди, не ходят в храмы. Их вера ничем не подтверждается, она похожа на осколок прозрачного стекла на дне моря. Вроде и есть, но доказать, что он там есть почти невозможно. Поэтому вера должна подтверждаться и наполняться добрыми делами и соблюдением заповедей.

            Вторая часть заповеди ясно говорит о том, что не надо искать других родителей, не надо выдумывать других богов, не надо забывать про Бога, не надо отталкиваться от Него.  Самое главное надо помнить, что создал нас Бог, и никто другой.

            Наша жизнь такова, что зачастую мы и не понимаем, когда и как мы грешим. И придя на исповедь, не знаем что сказать: «Может, этим согрешил… А может, этим… Да все в этой жизни было, батюшка, каюсь во всех грехах, и все тут». Поэтому очень важно понимать, как и в чем мы грешим. Какую заповедь нарушаем этим грехом.  Давайте разберемся в грехах против первой заповеди.   Безбожие – это грех, при котором человек не верит в Бога, отрицает Его существование и соответственно ведет безбожный образ жизни – не посещает храм, не молится и т.д.  Этот грех в Священном Писании называется «безумием». «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1). У безбожного человека, из текста Священного Писания, поражено сердце, потому что этот человек не просто умом отрицает существование Бога, но и сердцем. В современном обществе таких людей называют атеистами. Но даже и верующий человек в повседневной жизни может так согрешить. Бывает так, что решая свои проблемы, дела мы просто забываем про Бога, не надеемся на Него, не просим у Него помощи, просто не помним о Нем – ведем безбожную жизнь. Поэтому, когда вы едете в автобусе, идете по городу или просто проводите свободное время с родными и близкими не забывайте о Боге, помните, что Он есть.

            Следующий грех – это многобожие. Многобожие – это такой грех, когда вместо Единого и Истинного Бога признаются и почитаются множество ложных Богов. Когда мы заражены этим грехом, мы этого уже не видим. Здесь есть очень тонкий момент: не надо ставить святых выше Бога. А то бывает и так: «Все, я молюсь только блаженной Матроне». На милость и помощь Божию человек уже не уповает. Он говорит, что эта святая ему лучше поможет и вместе с этим даже не замечает в себе грех многобожия. Бороться с этим тяжело, но надо. Потому что в конечном результате может получиться так, что человек просто забудет о Боге.

            Сейчас давайте разберемся с таким грехом как неверие. Не надо путать его с безбожием. Потому что неверие – это грех, когда человек не верит в Промысел Божий. Бывает так, что умер человек, а все вокруг: «А он такой добрый был, а он так всем помогал. А это так несправедливо, что он умер». Вот и оно – неверие. Да добрый. Да помогал. Но Промысел Божий таков. Зачастую мы даже не догадываемся, что нам полезнее: кто родится первым дочь или сын, хорошо или плохо, что я не успела на автобус и т.д. Поэтому в различных жизненных ситуациях надо помнить: «На все Промысел Божий».

            Ересь – это такой грех, когда человек придумывает учение, не соответствующее Божественной истине, или намеренно искажает эту истину. Человек начинает грешить ересью, когда не знает достаточно хорошо Церковное учение о Боге. Человек выбирает отдельные моменты учения, которые ему понравились и додумывает, то чего не знает или не понимает. Само слово «ересь» происходит от греческого «ἐρέω» «эрэо», что значит – «выбираю». И в повседневной жизни мы сталкиваемся с этим грехом. К примеру, внимательно послушав Евангелие и проповедь священника в храме, мы пытаемся ее пересказать, а у нас не получается понятно передать мысль проповеди, мы теряемся, что-то додумываем, добавляем или наоборот выбрасываем от нее. Так и происходит, что мы, сами того не желая, искажаем Божественную истину. Священник к проповеди готовится очень осторожно, подбирает нужные слова, размышляет над тем, как понятнее нам донести учение Иисуса Христа. Вот и выходит, что на проповеди все понятно, а пересказать это не так – то и просто.

            Следующий грех – это богоотступничество. Это такой грех, когда люди отрекаются от истинной веры, боясь преследований, насмешек или ради земных выгод. Бывает так, что проходя мимо храма, мы стесняемся перекреститься. А чего мы боимся? Насмешек? Бывает, что нас родные и близкие подталкивают к этому греху. Например, во время Великого поста зовут на шумные застольные праздники, а мы и идем, боясь обидеть их. Очень часто получается, что выходя из храма люди меняются, сливаются с окружающим их обществом, стесняются своей веры. Вот так и отступают тихонько от Бога, оправдывая себя тем, что не хотят выделяться из толпы.

            Сейчас поговорим о таком грехе как отчаяние. Мы часто слышим, что кто-то впал в отчаяние, но не задумываемся, о чем идет речь. Человек во время отчаяния просто забывает о бесконечном милосердии Божием, делает резкие и необдуманные поступки. Его ум затуманен проблемами, которые, как ему кажется, неразрешимы. Вот и получается, что мы отказываемся от Бога по своей забывчивости. А ведь хорошо знаем, что проблем неразрешимых нет. Сказано ведь: «Что невозможно человеку, то возможно Богу». И на этой почве может появиться еще один распространенный грех: человеконадеяние.

            Человеконадеяние – это грех, при котором мы надеемся на себя или других людей больше, чем на Бога. Как это происходит? Очень просто. Например, в больницах родственники порой  «молятся» докторам, чтобы те сделали операцию, дали ценный совет или просто вылечили от болезни. Или вот еще пример: навалилось работы, мы берем ее домой, откладываем выходные, переживаем, сидим над отчетом и днем и ночью, а помолиться перед началом дела забыли… Что, времени не было? Или лучше время маленькой молитвы потратить на бумажки? Вот и получается, что на себя и на других мы надеемся больше, чем на Бога.

            Следующий грех – это волшебство. Волшебство – это такой грех, когда человек перестает верить в благодатную силу Божию и обращается за помощью к злым силам. Бывает, что в храм приходит мама и просит: «Помогите моему ребенку. Он не спит по ночам. Ему постоянно снятся кошмары». Объясняешь, что надо причастить ее малыша, стараешься поддержать ее духовно, в ходе же разговора узнаешь: ребенка с детства мучили больные ноги, обратились к «бабке - шептунье» по чьему – то совету, и вот сразу все было хорошо, никаких проблем, а вот месяц спустя ребенок не может заснуть. В наше время надо быть очень осторожными. Экстрасенсы, маги, колдуны, шептуньи, знахарки  - это все заманчивые оболочки, за которыми скрывается нечистая сила.

            Суеверие – это грех, когда мы верим и полагаемся на какие – то действия или обряды, не имеющие значения с христианской точки зрения. Примеров очень много: не клади на стол шапку – голова заболит, не крути шапку – будет кружиться голова,  что-то не так скажем – стучим по столу, или плюем через плечо и т.д. И самое страшное во всем этом, это то, что мы привыкаем ко всему, не замечаем этого за собой, и суеверия для нас становятся нормой жизни.

            Но бывает и так, что даже действиям церковным придают большое значение, при этом забывают о духовном смысле. Это называется обрядоверие. Оно встречается постоянно. Умер близкий родственник, надо обязательно причаститься. Причем важен сам факт причастия, а как подготовиться к причастию, или чем там причащают – этими вопросами никто не задается. Девятый день после смерти – бежим заказывать панихиду, затем стоим на этой панихиде возле батюшки и внимательно слушаем: «Когда же там он произнесет имя нашего покойника?» И даже не задумываемся над прошениями ектении, которую в этот момент слышим. Или вот еще пример: придя на Пасху к храму, нам важно, чтобы воды побольше налили в мою корзинку и все, а о духовном смысле праздника мы или не вспоминаем, или просто не знаем.

            Дальше речь пойдет о таком грехе как лень. Лениться - значит бездействовать, ничего не делать, делать без особого желания, или заменять необходимую работу другой(лишь бы не делать первую). Когда человек делает работу лениво, разве у него получится ее сделать хорошо? Ведь всякий труд мы должны выполнять с заботой, с любовью, делать его по совести. Бывает и так, что мы готовы на все, чтобы не выполнять свои прямые обязанности – это тоже лень. Например, школьник вместо уроков и посуду помоет, и в доме подметет, лишь бы не учить уроки. Но если мы не прикладываем особых усилий, делаем работу так, для галочки, то и получается, что проявляем лень, которая убивает в нас любовь ко всему сотворенному Богом миру.

            Последний грех, о котором хочется рассказать, тяжело назвать одним словом. Речь пойдет о любви к тварям (животным, растениям и т.д.), которая превосходит любовь к Богу. Я не против домашних животных. Но очень часто происходит так, что кошки, собаки, птички становятся чуть ли не членами семьи. А отношение к ним такое же, как и к детям: накормить, помыть, погулять и т.д. И вот тут мы их приравниваем к человеку, забывая, что Бог человека поставил выше всех животных.

            Не надо забывать о Боге. Помните, что милость его безмерна, у любви Его нет границ. Все что нам необходимо – это лишь приложить первые усилия к соблюдению заповедей. Начать можно с малого: чтения вечерних и утренних молитв. Читать их регулярно, не ленясь, с вниманием. А дальше будет как с блудным сыном: Господь Сам нам поможет. Надо только захотеть, надо сделать первый шаг.

иерей Александр Лешкевич