О таинстве Крещения

«Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, вечную», − такое определение таинства Крещения находим в Катихизисе святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского.

Слово «крещение» происходит от греческого слова «ба́птисма», которое буквально означает погружать, орошать, обливать. В греческом названии таинства отражено его основное действие ‒ погружение человека в воду. А нашим предкам, принявшим христианство от греков, особо заметилось то, что при крещении человека многократно осеняют крестным знамением, а в конце вообще надевают крест, поэтому и стали называть они это таинство Крещением.

Само действие омовения человека в воде известно давно. У всех народов оно связывалось не только с видимым физическим очищением, но и с нравственным. Омовение («ба́птисма») существовало и у евреев. Незадолго до появления христианства через омовение принимали в иудескую веру язычников. Из этого обычая, надо полагать, происходит и  крещение Иоанна Крестителя. Погружение в реку с текущей водой символически связывалось с переходом человека от смерти к новой сверхъестественной жизни. Безусловно, «новой» жизнь считалась в смысле новых отношений между Богом и человеком, в то время как внешне могло ничего и не произойти.

Господь наш Иисус Христос этот древний символ жажды человека новой, праведной жизни, прощения грехов, соединения с Богом наполнил новым вечным смыслом и сделал действенным. Он сделал его знаком Своей смерти и Своего Воскресения. Трижды погружаясь и поднимаясь из воды «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», крещаемый каждый раз при погружении символически умирает и погребается, а при поднимании ‒ воскресает в новую жизнь. «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились. Ибо мы погреблись с Ним крещением в смерть» (Рим. 6;3). Святитель Иоанн Златоуст говорит, что подобно тому, как Христос умер и был погребен плотью, так и в нас должен умереть и быть погребенным грех. Однако умирание греху происходит не механически. Необходимо личное участие, воля, решимость человека отвратиться от греха, даже возненавидеть грех, необходимо осознание того, что грех разрушает жизнь, делая человека своим пленником. Иными словами нужно покаяние ‒ желание изменить свою жизнь, «Дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6;4). «Когда блудник делается целомудренным, корыстолюбец ‒ милосердным, жестокий ‒ кротким, то и в этом заключается воскресение… Грех умерщвлен, а праведность воскресла, ветхая жизнь упразднилась, а начата жизнь новая и евангельская», ‒ поясняет святитель Иоанн Златоуст.

Таинство Крещения  − есть рождение человека в новую духовную жизнь с Богом. Воды крещальной купели, освященные «наитием Святого Духа», смывают с человека первородный прародительский грех Адама и Евы, воссоздают человека в первозданном достоинстве, делают его «чадом и наследником Царствия Божия». Однако, как и после обычного телесного рождения, получив жизнь, ребенок должен еще многому научиться, многое познать и в итоге стать самостоятельным, так и после духовного рождения, т.е. крещения, христианин, освободившись от власти «греха, проклятия и смерти», должен утвердиться в дарованной свободе. Крещение  − это только начало спасительного пути возвращения домой, в Царствие Божие. Но для того, чтобы дойти, нужно двигаться.

Через крещение человек входит в Церковь, становится членом Церкви, основанной Самим Господом Иисусом Христом. По слову апостола Павла, Церковь – это Тело Христово, а христиане есть члены, части Этого Тела. И поэтому единственно верным образом жизни крещенного человека является  жизнь в Церкви. Только там человек может действительно сблизиться с Богом, примириться и соединиться с Ним в церковных таинствах. Только руководимый Церковью, в которой пребывает Дух Святой, христианин достигнет спасения, а отпавший от нее, даже будучи крещенным, может погибнуть.

Большинство современных христиан были крещены в младенчестве, но ввиду известного безбожного периода в нашей истории не были приучены к церковной жизни, не были воцерковлены. Как следствие, теперь они имеют весьма поверхностные представления о своей вере и по сути не ведут духовную жизнь. Такие люди похожи на ребенка, которого родители записали в первый класс школы и даже привели его на линейку, а потом на занятия водить не стали. И вот, предположим, каким-то образом его ежегодно «переводят», просто переписывая фамилию в новый классный журнал, из класса в класс. Ясное дело, знаний у ребенка не прибавляется, ни образования, ни воспитания он не получает. Доходит дело до экзаменов. Поможет ли такому «выпускнику» то, что он просто числился в школе? Скорее всего, это не просто не поможет, но даже послужит в осуждение: «Ты столько лет имел возможность учиться и ни разу не воспользовался ей ?!». Нечто подобное можно сказать о человеке крещенном, но не ведущем церковную жизнь. Многие говорят, что у них свои личные взгляды, отношения с Богом и посредники им не нужны. Однако не есть ли это самая настоящая гордыня – грех, из-за которого от Бога отпали дьявол и бесы? Свое мнение ставить выше Божьего. Раз уж Христос основал Церковь, то не стоит искать обходные пути к Нему, идите прямо по указанной дороге.

Господь наш Иисус Христос Своею смертию и Воскресением спас человечество от порабощения дьяволу и греху. Поэтому теперь каждый человек, приобщаясь этой непостижимой тайне в Крещении, получает возможность сбросить узы греха и смерти и наследовать вечную жизнь.

иерей Антоний Моргун