Приход Жен-Мироносиц ко гробу
и явление им ангела
Женщинам, присутствовавшим на Голгофе, а затем при погребении Господа, казалось, что бесценное Тело Его слишком поспешно было приготовлено к погребению, и им было прискорбно, что они не приняли участия в обычном у иудеев помазании Его миром. Поэтому они, проведя, по заповеди, всю субботу в покое, в первый день недели уже на рассвете поспешили ко гробу, чтобы исполнить свое благочестивое желание и последний долг любви по отношению к Возлюбленному Учителю. Во главе этих глубоко преданных Господу женщин, вошедших в историю с именем «жен-мироносиц», как свидетельствуют об этом все четыре евангелиста, была Мария Магдалина, за ней следовала «другая Мария», или Мария Иаковлева, Саломия и другие жены, последовавшие Господу от Галилеи (Лк. 23, 55). Это был целый сонм жен, из которых одни шли быстро, быть может, почти бежали, другие шли медленнее. Нет ничего удивительного потому, что и время их прихода ко гробу у евангелистов определяется различно, чем, на первый взгляд, и создается впечатление как бы некоторого противоречия между ними, которого в действительности нет.
Кто эта «другая Мария», о которой дважды так выражается евангелист Матфей, повествуя о погребении Господа (Мф. 27, 61), а затем – о воскресении (Мф. 28, 1). По древнему преданию Церкви, изложенному в Синаксарии на день Пасхи, это была Сама Божия Матерь.
Соломия была матерью «сынов Зеведеевых» - апостолов Иакова и Иоанна.
Упоминаемая евангелистом Лукой Иоанна (Лк. 24, 10) была жена Хузы – домоправителя царя Ирода.
Остальные жены-мироносицы поименно не упоминаются, но евангелист Лука ясно говорит, что «были и другие с ними» (Лк. 24, 10). В числе этих «других» Церковное предание указывает еще Марию и Марфу, сестер Лазаря, воскрешенного Господом, Марию Клеопову и Сусанну, а так же и многих других, как повествует евангелие от апостола Луки.
Жены-мироносицы ожидали окончания субботнего покоя, причем некоторые из них купили ароматы еще в пятницу вечером (Лк. 23, 56), а другие уже «по прошествии субботы», т.е. вечером в субботу (Мк. 16, 1).
Первой пришла ко гробу, как это видно из повествований евангелиста Иоанна, Мария Магдалина: «рано, когда было еще темно» (Ин. 20, 1). Но она шла не одна, а с целым сонмом мироносиц, о чем повествуют первые три евангелиста. Она только по особенной любви к господу и живости темперамента, опередила других жен и пришла, когда еще было темно, в то время, как другие жены подошли ко гробу, когда уже начало светать. То, что она была не одна, видно из евангелия от Иоанна, ибо возвратившись к апостолам Петру и Иоанну, она говорит не в единственном, а во множественном числе: «Не знаем, где положили Его» (Ин. 20, 2). Увидев, что камень отвален от гроба (Ангела, явившегося потом женам, она не видела), она подумала, что Тело Господа унесено и немедленно побежала сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну. На обратном пути она, конечно, встретилась с прочими женами, которых между тем занимала мысль: кто отвалит камень от дверей гроба (Мк. 16, 13), и сообщила им свое опасение. Пока она ходила к апостолам, остальные жены мироносицы подходят ко гробу, видят Ангелов, слышат от них благую весть о Воскресении Христовом и поспешно идут к апостолам, что бы поделиться с ними этой радостью.
Евангелист Марк говорит, что на жен-мироносиц напал такой трепет и ужас, конечно. Благоговейный, что они «никому ничего не сказали». Это надо понимать в том смысле, что они когда бежали по дороге никому ничего о увиденном и услышанном не говорили. О том, что пришедши домой, они рассказали обо всем апостолам, повествует евангелист Марк (Мк. 16, 8).
По евангельским сказаниям, первое явление Господа по воскресении было Марии Магдалине (Мк. 16, 9-10). Но святая Церковь издревле хранит предание о том, что прежде Марии Магдалины воскресший Господь явился Своей Пречистой Матери, что вполне естественно и понятно.
Кочанова Ольга,
преподаватель Воскресной школы