Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

Преподобный Антоний Киево-Печерский

Ежегодно 23 июля Русская Православная Церковь молитвенно чтит память преподобного Антония Киево-Печерского, по праву названного начальником всех русских монахов, отцом русского монашества. Сведений о его жизни сохранилось очень мало, письменных трудов после себя он не оставил. Однако плоды его подвигов известны всему православному миру ‒ это основанная им Киево-Печерская лавра, а также и все прочие русские монастыри, которые своим появлением обязаны именно преподобному Антонию, потому что он принес на Русь традиции и обычаи монашеского жития, которые воспринял на святой горе Афон.

Родился преподобный в 983 году в местечке Любече, неподалеку от Чернигова, и в святом Крещении был наречен Антипой. Сведений о его детстве не сохранилось, кроме лишь краткого упоминания преподобного Нестора Летописца, что юноша Антипа с ранних лет имел страх Божий и желание облечься в иноческий образ. Движимый этим желанием, послушный воле Божией, Антипа отправляется в путешествие ко святому Афону, который к этому времени уже населяли монахи. Претерпев все трудности пути, он достигает своей цели и поселяется в одном из афонских монастырей, предположительно Есфигмен, где вскоре принимает монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Великого. Святой Антоний Великий, египетский подвижник IV столетия, был основателем пустынножительства, почитался как отец монашества, по его заветам жили и афонские монахи. Наречение Антипы именно этим именем было, конечно, знаком Промысла Божия, предуказывающего будущую судьбу новоначального монаха Антония. Некоторое время преподобный Антоний проводил строгую монашескую жизнь. Когда же он довольно утвердился в монашеском делании, то игумен монастыря, где подвизался преподобный Антоний, призвав его к себе, дал ему благословение возвратиться в родную русскую землю, чтобы там налаживать монашескую жизнь. Шел 1013 год, когда святой Антоний вернулся на Русь. Лишь недавно была просвещена Русь Святым крещением, еще много было в ней язычников, еще не окрепли в христианской жизни принявшие новую веру. Хотя и были уже к этому времени в окрестностях Киева монастыри, но, обойдя их, преподобный не нашел той строгости и высоты монашеской жизни, к которой привык на Афоне. «Многие монастыри поставлены царями, боярами и богатством, но не таковы они, как поставленные слезами и пощением, молитвою и бдением» (Киево-Печерский патерик). Тогда святой поселился недалеко от села Берестово, в пещере, которую, по преданию, выкопал для уединенных подвигов тогда священник, а впоследствии митрополит Киевский святой Илларион, автор «Слова о законе и благодати». Но не долгим было пребывание преподобного на родной земле. В 1015 году умер святой равноапостольный князь Владимир, и начались междоусобные войны, братоубийства, кровопролития. Видя это, святой Антоний решил вернуться обратно на Афон. Однако вскоре он получает повторное благословение своего игумена идти на Русь, потому что такова воля Божия о нем. Со всей решимостью преподобный возвращается в пещеру близ Киева. И хотя получил он благословение заниматься устроением монашеской жизни, но не стал проповедовать, не стал ходить по существующим монастырям, указывая на недостатки, а уединившись, затворившись от мира, подъял подвиг молитвы о своей земле. И, как видим, выбранный им путь оказался верным. Вскоре о преподобном узнают, приходят к нему за советом, наставлением, утешением, а некоторые высказывают желание поселиться рядом с ним и проводить монашескую жизнь. Первыми принятыми  были священник Никон, за ним преподобный Феодосий, преподобный Варлаам. Рядом с пещерой преподобного Антония устраиваются еще кельи-пещеры для вновь прибывших, там же, под землей, устраивается храм. Целых сорок лет преподобный Антоний и братия прожили в этих пещерах. Но желание уединенной жизни не покидало святого Антония, поставив в обители игуменом преподобного Варлаама, он удалился на некоторое расстояние и выкопал себе новую пещеру. Вскоре преподобный Варлаам, по воле князя Изяслава, был поставлен игуменом Димитриевского монастыря, а для братии монастыря преподобного Антония игуменом избрали преподобного Феодосия. Под его руководством обитель увеличивалась, вскоре число братии достигло ста человек, и тогда, по благословению святого Антония, была построена первая наземная церковь в честь Успения Божией Матери. Гора, на которой подвизались иноки, волей князя Изяслава, была отдана им в постоянное пользование, и на ней учрежден монастырь, названный Печерским. Преподобный Антоний подвизался в своей пещере, и получил от Бога дар прозорливости и чудотворения. К примеру, проявился этот дар при выборе места для строительства каменной церкви обители. Советуясь с преподобным Феодосием по этому вопросу, святой Антоний вместе с Феодосием вдруг были чудесно перенесены в Константинополь во Влахернский храм, где предстали перед самой Богородицей. От Нее подвижники получили золото для оплаты труда каменщиков, которые пребудут для строительства храма, и образ Успения. И действительно вскоре на Русь прибыли мастера-каменщики, рассказавшие о чудесном повелении Самой Царицы Небесной прийти в Печерскую обитель. Для строительства храма князь Святослав подарил монастырю целое поле. Когда нужно было определить, где именно расположить храм, то, по молитве преподобного Антония, Сам Господь чудесным образом указал его. В одно утро все поле было покрыто росой, а на месте для храма было сухо. В другое утро, наоборот, все поле оказалось сухим, а место для храма- покрытым росой. На третье же утро, по молитве святого Антония, на указанное место с неба сошел огонь, сжегший деревья и все, мешавшее строительству. Вскоре после этих чудесных событий преподобный стал готовиться к смерти. Однако он до последнего времени своего продолжал утешать приходящих к нему. Преставился святой в июле месяце 1073 года. По Божию смотрению, его святые мощи остаются сокрытыми от нас.

Киево-Печерская лавраКиево-Печерская лавраБез малого тысяча лет отделяет нас от времени жизни преподобного Антония. Но каким бы великим ни казался этот срок, не перестает и не перестанет поминаться и прославляться имя и жизнь этого подвижника, не перестанет быть поучительным и актуальным для каждого христианина его пример. Конечно, во многом житие преподобного Антония является примером для подражания тем, кто выбрал путь монашеской жизни, но, безусловно, есть чему поучиться у святого и нам, живущим в миру христианам.

Как уже было отмечено, преподобный Антоний, придя на Русь с тем, чтобы устраивать монашескую жизнь, не стал сразу заниматься постройкой монастыря, храма, привлечением людей в обитель, а стал уединенно молиться, проводить жизнь в строгости, посте, трудах. И, как говорится в его житии, вскоре слава о новом подвижнике близь Киева распространилась по окрестностям, и к нему потянулись люди. Вот именно такой тихой, сокрытой христианской жизни следует поучиться у святого каждому из нас. К сожалению, очень часто приходится замечать, что современные православные христиане бо́льшее, чем нужно, внимание уделяют именно внешней обрядовой стороне христианской жизни, забывая о внутреннем духовном делании, забывая о необходимости очищения своей души от невидимых, но живущих в ней страстей. Приведу пример в отношении принятия таинства Крещения. Все мы были крещены в детстве, многие- в зрелом возрасте, и теперь большинство христиан спешат крестить своих детей, многие взрослые, не крещенные в детстве, проявляют желание креститься. Но отдаем ли мы себе отчет в том, что же значит принять Крещение, что после этого должно произойти, какие последствия этого шага могут быть? К сожалению, не всегда. Как взрослые, решившие креститься, так и крестные родители, принесшие на Крещение младенцев, очень часто видят в принятии Крещения лишь участие в определенном богослужении. Должен совершиться известный обряд, после чего в большинстве случаев жизнь продолжает течь своим чередом, и крестившийся человек, в лучшем случае, продолжает время от времени участвовать в некоторых церковных обрядах, а в худшем – для посещения храма ждет свадьбы или похорон. При этом внутренняя духовная жизнь такого христианина, в которую он был рожден Крещением, может долгое время оставаться в зачаточном состоянии. Однако внешне человек может выглядеть довольно порядочным, нравственным, ведь он никого не убил, не ограбил, жене или мужу не изменял и т.д. Но общечеловеческая нравственность, чаще всего чисто внешне проявляющаяся, отнюдь не одно и то же, что духовная чистота, которой требует от христианина Господь. Чтобы лучше понять это, вернемся  к Крещению. Давайте заменим словосочетание «я хочу креститься» на  «я хочу принять Христианство». Ежели так подходить к этому моменту, то возникает закономерный вопрос : а что, собственно, значит «принять христианство». Слово христианство происходит от слова Христос, следовательно, принять христианство, значит принять на себя образ действий и мыслей Христовых, стать Его учеником, слушать и исполнять то, что Он заповедал. Для того же, чтобы узнать все это, нужно просто прочесть Евангелие, книгу, в которой содержится описание жизни и учения Иисуса Христа. Кстати говоря, Евангелие теперь есть почти в каждом доме, но лишь немногие удосуживаются прочитать его, большинство считает само наличие этой книги в доме важным, а чтением ее пусть занимаются монахи и священники. Не послужит ли нам наличие этой книги в доме в осуждение на Божием суде за то, что, имея руководство к вечной жизни, мы не соизволили воспользоваться им? Так вот для уяснения, что такое Христианство, первым делом нужно прочесть Евангелие. Приведем здесь лишь некоторые моменты. «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай»; кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…» (Мф.5;21-22). Далее: «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5; 27-28). И еще: «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас, да будете сынами Отца вашего небесного … Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5; 43-48). Это всего лишь крупица из того, что содержится в Евангелии, но даже из нее видно, насколько не соответствует наша нравственная жизнь истинной духовной чистоте, которой требует от нас Христос. Мало, что я никого не убил, если я гневаюсь на человека, испытываю ненависть, неприязнь, то буду осужден как убийца. Мало, что я сохраняю видимую телесную верность в браке, если я смотрю с вожделением на других, если я помышляю блудное, то буду осужден как прелюбодей, и так далее. Вот на какую духовную высоту возводят человека евангельские заповеди. Всякий грех первоначально совершается в уме и в сердце человека, действие это всегда лишь последствие уже совершенного в душе греха, отступления от Бога. Именно поэтому и повелевает Христос бороться с грехом в самом начале, внутри себя, в душе, бороться со своими невидимыми страстями: гневом, блудом, завистью, гордостью, тщеславием и прочими, не дать им проявиться в действиях. Конечно, при таком подходе каждый, честно заглянувший в себя человек, ужаснется – сколько же там всего! И мало того, если попытаемся исправить в себе эти самые невидимые страсти, увидим, что это совсем нелегко, очень нелегко. И вот именно после того, как человек рассмотрит в себе целый ворох внутренних грехов, страстей, после того, как поймет, что справиться с ними он не в силах, тогда- то и появляется осознание того, что мы, все человеки, нуждаемся в Том, Кто бы нас избавил от них. Но кто же это? Я сам не могу побороть в себе страсти, другие люди мало чем отличаются от меня, ибо, не имея моих страстей, имеют свои, а потому ничем мне не помогут. Но тогда кто же?! Для человека верующего ответ очевиден: «Господи, спаси меня, я погибаю!». И приходит Спаситель! Христианство – религия спасения человека Богом. Христианин должен осознать, то, что он не просто грешен, он смертельно грешен, он гибнет от своих грехов и погибнет окончательно, если не протянет руку Христу, как апостол Петр протянул, утопая в море. Если нет у христианина такого восприятия своей веры, своей религии, если она просто интересное дополнение к жизни, добрая традиция, красивые обряды, веселые праздники, если именно это для христианина Христианство, то горе и беда такому христианину. «Я пришел призвать не праведников, но грешников на покаяние»,- сказал Господь, и до тех пор, пока я себя таковым не осознаю, не для меня Христос пришел. А это осознание, настоящее покаяние происходит невидимо в душе человека. И тогда не встает вопрос, что же  говорить на исповеди, что такое Причастие и зачем какие-то правила подготовки к нему, зачем нужно каждую неделю приходить в храм, когда у меня единственный выходной, и т.д.

Успенский собор (главный храм лавры)Успенский собор (главный храм лавры)Да, когда-то невидимое, внутреннее духовное делание одного человека положило начало монашеству в огромной стране. Дай Бог, чтобы теперь духовное совершенство православных христиан привело к познанию Истины тех, кто еще далек от Нее.

 

иерей Антоний Моргун