Жены-Мироносицы

    Второе воскресенье после Пасхи посвящено памяти святых жен-мироносиц, в честь них же освящен и наш храм. Жены, в переводе с церковно-славянского языка означает женщины, а мироносицами они названы потому, что рано утром после дня погребения Своего Учителя Иисуса несли ко гробу миро ‒ благовонное масло, чтобы по иудейскому обычаю помазать тело. Однако сделать этого они не успели. Когда они пришли ко гробу, он был уже пуст ‒ Христос Воскрес!

    Кто же они эти женщины, даже после смерти, оставшиеся верными Иисусу Христу? Из евангелия мы знаем о них немного, вот что говорит о них апостол Лука: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8; 1-3). Из других евангелий мы узнаем еще несколько имен женщин, следовавших за Христом. Традиционно Церковь мироносицами именует семь женщин, вот их имена: Мария Магдалина, Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии, Саломия, жена рыбака Заведея и мать святых апостолов Иакова и Иоанна Богослова, Иоанна, Марфа и Мария, сестры праведного Лазаря, которого Иисус Христос воскресил из мертвых и Сусанна, о которой нам ничего неизвестно. Святой евангелист апостол Лука говорит и о «многих других» женщинах, но, к сожалению, нам не известны даже их имена.

    Итак, все эти женщины испытали на себе Божественную силу Христа, будучи исцеленными Им от телесных или духовных болезней. Надо полагать, именно после исцелений каждая из них присоединилась к группе путешествующего Учителя и Его учеников. Помощь их состояла именно в том, в чем и может помочь женщина ‒ хозяйка и мать: накормить, обогреть и т.п. О них всегда упоминают евангелисты. Эти женщины находятся за кадром главных событий, в которых участвуют Христос и Его апостолы. Однако когда наступают великие дни евангельской истории: дни страданий, распятия, погребения и Воскресения Христова, мы видим, что именно жены-мироносицы выступают из тени апостолов на первый план. У креста Христова, кроме молодого Иоанна Богослова, стояли только женщины ‒ Богородица и мироносицы, только женщины «смотрели, где Его полагали», именно они рано утром шли ко гробу, чтобы завершить в спешке совершенный обряд погребения. В то время, когда апостолы Господни скрылись, спрятались от людей, находились в подавленном, унылом состоянии недоумения: неужели вот так все закончится, именно жены-мироносицы, по выражению одного священника, стали «апостолами апостолов». От мироносицы святой равноапостольной Марии Магдалины апостолы услышали первую весть о Воскресении Христовом. Чуть позже в тот же первый день недели еще некоторые из мироносиц, видевшие Воскресшего Иисуса Христа, снова сказали об этом апостолам. Будущие великие славные всехвальные апостолы, тогда еще помраченные горем и неопределенностью, не поверили женщинам. Прагматичный мужской ум не смог вместить этой Божественно простой вести ‒ Христос Воскрес! Истинны слова Божии: «Сила Моя в немощи совершается». Тихая женская любовь и верность смогли сразу безоглядно принять и вместить эту божественную весть. Увидев Воскресшего Христа мироносицы ни на секунду не усомнились, что это именно Он. А апостолы, как мы читаем в евангелии, когда им впервые явился Воскресший из мертвых Спаситель, испугались и первым делом подумали, что видят призрак.

    Замечательно так же то, что рассказы евангелистов о том, что Господь после Воскресения первым явился именно женщинам, косвенно являются доказательствами истинности евангельских повествований. Дело в том, что две тысячи лет назад, когда примерно были написаны евангелия, женщин не то чтобы не любили, но, мягко говоря, всерьез не воспринимали. Например, одна из еврейских молитв, возносимая от лица мужчины, содержала благодарение Богу за то, что Он не сотворил его, т.е. мужчину, женщиной. Конечно, никаких важных дел, решений, начинаний женщинам не доверяли. Евангелисты очень «рисковали» упоминая в своих книгах, что первыми свидетелями, очевидцами главного центрального события всей, тогда еще новой, христианской религии Воскресения Христова явились именно женщины. Действительно в антихристианских сочинениях того времени довольно часто высмеивается тот факт, что якобы, по мнению противников христианства, Воскресший Иисус из Назарета, первым явился каким-то женщинам. Ежели евангелисты не стали потворствовать духу времени, а написали все как было, значит руководствовались они какими-то  другими более важными мотивами и, следовательно, писали правду.

    От каждого из нас Господь Бог не ждет великих подвигов. «Сыне, ‒ сказано в Священном Писании, ‒ даждь Мне сердце твое». Каждый человек в жизни когда- либо получал от Бога помощь, может быть, как нам кажется, незначительную, но любой может вспомнить хотя бы один случай. Получив ее однажды, опять-таки каждый может уподобиться блудному сыну, расточить все и жить, как захочется, но ведь, может, как жены-мироносицы, получив от Бога помощь, последовать за Ним, «служа Ему». Даже, когда по временам выпадают испытания, то не стоит в страхе прятаться и терять веру. Подобно мироносицам, сквозь предрассветный сумрак идущим ко гробу, безусловно, терзаемым переживаниями, страхом, но идущим, и каждый христианин может идти по жизненному пути, подкрепляемый верой, в то, что Бог не может оставить его одного в трудностях. Он непременно, как помог вот тогда, в тот раз (у каждого свой случай), поможет и теперь, не оставит. «Верующему возможно все». Вера жен-мироносиц не была посрамлена, по их молитвам да не посрамится и наша.

иерей Антоний Моргун