Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Существует в Православной Церкви особое замечательное время в году, которое некоторые святые отцы именовали «весной духовной», - это Великий пост.  Это время верующие люди посвящают покаянию, очищению своей совести от грехов, а своей души - от страстей, готовясь к встрече главного праздника Церкви ‒ Пасхи Христовой. Конечно, заниматься покаянным деланием нужно не только во время Великого поста, а на протяжении всего года, всей жизни, но во время поста сам дух, ритм церковной жизни, богослужебные песнопения, особые великопостные «празднования» способствуют тому, чтобы с большим усердием обратиться внутрь себя и обратиться к Богу с покаянной молитвой.

Великопостная богослужебная жизнь Церкви содержит особенные, только ей свойственные последования, праздники, воспоминания каких-либо церковно-исторических событий, святых мужей и жен. Большинство этих особенностей богослужения Великого поста призваны к тому, чтобы расположить нас к покаянию, укрепить в духовной жизни. Попытаемся кратко рассмотреть ход великопостных богослужений.

Первым отличием будничных дней Великого поста является то, что в эти дни не совершается полная Божественная литургия, а только в среду и пятницу служится Божественная литургия Преждеосвященных Даров. Святые Тело и Кровь Христовы для причастия верующих на такой литургии освящаются в воскресный день и затем хранятся в алтаре на престоле. В великопостные субботы совершается литургия святителя Иоанна Златоуста, а по воскресеньям ‒ литургия святителя Василия Великого.

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

В понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы поста на Великом повечерии в храмах читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В тропарях этого канона звучат побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового заветов, применительные к состоянию кающегося грешника.

В субботу первой седмицы совершается память святого великомученика Феодора Тирона, который в 326 году явился Антиохискому епископу Евдоксию и предупредил его, чтобы христиане не вкушали никакую купленную пищу, а ели только коливо (вареные зерна пшеницы). Причиной послужило то, что император Юлиан Отступник, зная, что первую седмицу поста христиане усердно воздерживаются, решил навредить им и окропил всю пищу идоложертвенной кровью. Божией милостью его замысел был раскрыт. Служба святому Феодору начинается еще в пятницу. После литургии, которая соединяется с субботней вечерней, священник читает канон святому великомученику Феодору, после чего освящает приготовленное коливо.

Первая неделя (воскресенье) Великого поста именуется неделей Торжества Православия. Этот праздник был установлен в IX веке в Константинопольской Церкви при императрице Феодоре и патриархе Мефодии в память окончательной победы Православия над всеми ересями возмущавшими Церковь, а в особенности над последней ересью иконоборчества, осужденной Церковью на Седьмом вселенском соборе в 787 году, однако вплоть до IX века существовавшей. После Божественной литургии в этот день совершается особое богослужение, именуемое Чином Православия.

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА посвящена памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Великий подвижник святитель Григорий известен как обличитель ереси некоего калабрийского монаха Варлаама, который отвергал православное учение о благодатном свете, озаряющем внутреннего человека, а иногда проявляющегося и видимо (например, на горе Фавор во время Преображения Господня), и отвергал, что возможность достигнуть этого озарения молитвой, постом и другими подвигами. В 1341 году в Константинополе на церковном соборе святитель Григорий опроверг это еретическое мнение и защитил православное учение о свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым сиял Господь Иисус Христос на Фаворе и который озаряет подвижников, достигающих этого озарения молитвой и постом. Приводя в дни поста на память нам святителя Григория, святая Церковь показывает, какую великую силу имеют молитва и пост, что при усердном исполнении этих добродетелей каждый может сподобиться этого благодатного Божественного озарения.

ТРЕТЬЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА именуется Крестопоклонной и посвящается воспоминанию и прославлению крестных страданий Спасителя. В конце воскресной утрени для поклонения из алтаря износится Честной Животворящий Крест Господень и полагается на центральном аналое храма, где и пребывает всю седмицу. Совершается это для того, чтобы видом Креста и воспоминанием крестных страданий Христа укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста. Крестопоклонная неделя ‒ средина великопостного пути.

ЧЕТВЕРТАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА посвящается памяти святого, жившего в VI веке, преподобного Иоанна Лествичника. В его лице Церковь приводит нам пример строгой постнической жизни. Святой Иоанн с 17 до 60 лет подвизался в монашестве на Синайской горе. В своем произведении «Лествица рая» он изобразил путь духовного совершенствования человека, восходящего посредством аскетических подвигов, как по лестнице от земли к вечному блаженству. В богослужебных песнопениях этого дня церковь ободряет своих чад тем, что они прошли уже половину поста, и призывает не ослабевать в своих подвигах, чтобы грехи, как разбойники, взявшие душу человека в плен, не погубили бы ее совершенно.

ПЯТАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

В четверг пятой седмицы поста на утрени прочитывается целиком великий покаянный канон святого Андрея Критского, тот самый который читался по частям в первые четыре дня первой седмицы, а также по уставу положено читать житие преподобной Марии Египетской, дающее нам пример истинного покаяния и вселяющее надежду на неизреченное милосердие Божие. Следует иметь ввиду, что утреня четверга, на которой читается канон, совершается в среду вечером. А в сам четверг положено совершать дополнительную, кроме среды и пятницы, Божественную литургию Преждеосвященных Даров.

Суббота пятой седмицы называется Субботой акафиста, а сама служба получила название Похвалы Пресвятой Богородицы. Особенностью богослужения этого дня является то, что на утрене читается акафист Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе …» в память Ее заступничества  и избавления в эти дни поста Константинополя от сарацин и скифов в 626 году. Чтобы не пропустить чтение акафиста, следует также помнить, что утреня субботы совершается в пятницу вечером.

Пятая неделя (воскресенье) Великого поста посвящена памяти преподобной Марии Египетской подвижницы V-VI веков. Из бездны порока эта святая смогла подняться на высоту истинной святости и уподобилась ангелам. Из великой блудницы она стала великой святой. В ее лице мы видим пример истинного деятельного покаяния и того, какие дары от Бога принимает тот, кто с решимостью отказывается от греховной жизни и обращается к жизни праведной.

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

В богослужебных текстах шестой седмицы Церковь уже готовит христиан к особым дням Лазаревой субботы и Вербного воскресенья или Входа Господня в Иерусалим. По примеру Недели Ваий (ветвей), так именуется Вербное воскресенья в церковном уставе, и вся седмица называется седмицей Ваий и является своего рода предпразднством Входа Господня во Иерусалим.

В пятницу шестой седмицы заканчивается Великий пост. Дни Лазаревой субботы, Вербного воскресенья, а также вся Страстная седмица уже не считаются Великим постом, это особое богослужебное время Церкви, в которое верующими переживаются последние дни земной жизни Христа Спасителя. Пост же в смысле воздержания, конечно, сохраняется.

Суббота шестой седмицы поста ‒ Лазарева суббота. В этот день вспоминается воскрешение Иисусом Христом своего друга Лазаря. Прославляется Божественная сила Иисуса Христа, а само воскрешение Лазаря служит удостоверением в воскресении Христовом и в будущем воскресении всех умерших.

Неделя Ваий, Вербное воскресенье, Цветоносная неделя - все это названия одного дня, в который Церковью вспоминается и празднуется событие, описанное всеми евангелистами ‒ торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим. Три года Господь проповедовал, исцелял, воскрешал людей, совершал многие чудеса. Его знали многие люди, а недавнее чудо воскрешения Лазаря, до этого уже четыре дня пролежавшего в гробу, придало Христу еще большую известность и славу. И вот, когда увидели Его приближающегося к Иерусалиму, то весь народ начал громко приветствовать Христа, постилать Ему под ноги одежды, радостно махать, поднятыми верх ветвями деревьев. Люди видели в Нем великого святого, угодного Богу, долгожданного Мессию. Но эти же люди через пять дней будут кричать: «Распни, распни Его!».

Первые упоминания об этом празднике относятся к III веку, а свидетельства IV века говорят о широком и торжественном праздновании Входа Господня во Иерусалим.

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Первые три дня

В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный его характер. Но, помимо этого, каждый день посвящается особому воспоминанию, кото­рое отражено в песнопениях и евангельских чтениях на утрени и литургии.

В ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, по зависти проданный братьями в Египет, пострадавший, а потом прославившийся и тем прообразовавший страдания Христа Спасителя, преданного на смерть сооте­чественниками. Кроме того, в этот день воспоминается проклятие и иссушение Господом бесплодной смоковницы, послужившей образом лицемерных фарисеев, у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел истинных плодов веры и благочестия, а только лицемерную сень (тень) закона.

Бесплодной, засохшей смоковнице бывает подобна и вся­кая душа человеческая, не приносящая духовных плодов: ис­тинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев. Его беседы и притчи, сказанные в этот день в Иерусалимском храме: о дани кесаря, о воскресении мертвых. Страшном суде и кончине мира, притчи о десяти девах и о талантах. В притчах изображается неожиданность пришествия Господа (о десяти девах) и праведность суда Божия (о талантах).

В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ  воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании, в доме Симона Прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился продать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников.

В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ на богослужении вспоминаются четыре важнейшие события из жизни Господа Иисуса Христа: Тайная вечеря, на которой было впервые совершено и навечно установлено таинство Святого Причащения; омовение ног ученикам, совершенное Христом в знак смирения и любви к ним; молитва Господа «до кровавого пота» в Гефсиманском саду и предательство Его Иудою на страдания и смерть. В этот день, по доброму благочестивому обычаю, многие православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА ‒ ДЕНЬ КРЕСТНЫХ СТРАДАНИЙ И СМЕРТИ ГОСПОДА И БОГА  СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

Утреня этого дня (она совершается вечером в великий четверг) именуется «Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Особенностью этого богослужения является чтение 12-ти евангельских повествований о страстях, т.е. страданиях, смерти и погребении Христа. Верующие как бы переживают ту страшную ночь с четверга на пятницу, в которую Господь претерпевал унижения, неправедный суд, избиение и в конце концов - осуждение на смерть. В саму пятницу, по уставу, не положено совершать никакую литургию. Это день строгого поста и скорби. В храмах совершается последование Царских или Великих часов, на которых читаются ветхозаветные, апостольские и евангельские отрывки о страданиях и смерти Христа.

Около четырех часов дня Великой пятницы (примерно в то время, когда Христов умер на Кресте) в храмах совершается Великая вечерня, за которой воспоминается снятие с креста и погребение тела Спасителя. Известной и важной особенностью этой службы является вынос в конце богослужения плащаницы ‒ изображения положенного во гроб Христа. Плащаница из алтаря через царские врата износится на середину храма и полагается на специально устроенном столе, наподобие гробницы. Тотчас за этим начинается чтение умилительного канона, именуемого «На плач Пресвятой Богородицы». Все верующие с благоговением прикладываются к Плащанице.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА.

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Во­скресение Христово.

Утреня Великой субботы (она совершается вечером в Великую пятницу) имеет некоторые особенности. Во-первых, на ней читаются так называемые «похвалы» в честь Господа, перемежаемые пением стихов 17-й кафизмы: «Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизречен­ное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение». Во-вторых, на этом богослужении совершается так называемый чин погребения Спасителя. В конце великого славословия при пении «Святый Боже…» священник поднимает плащаницу над собой и в предшествии светильников, хоругвей обносит ее вокруг храма, вносит обратно и полагает на гробницу. Так символически изображается и переживается нами погребение Спасителя. Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекииля (37, 1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринф., зач. 183 - о плодах смерти Спа­сителя) и Евангелие (от Матфея, зач, 113 - о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).

С саму Великую субботу совершается Божественная литургия святителя Василия Великого в соединении с вечерней, на которой чтец у плащаницы читает 15 ветхозаветных отрывков ‒ паремий, заключающих в себе прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви.

По окончании паримий читается отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, в котором раскрывается благодатная сила Таинства крещения. О крещении читается потому, что в древней Церкви в Великую субботу крестили оглашенных, тех, кто готовился к принятию христианства.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а по­тому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо "Аллилуиа" поются стихи 81-го псалма с припевом: "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех". Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые - в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.

В евангелии  (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого соверша­ется обычным порядком.

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина   в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.

иерей Антоний Моргун