Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

Образ и подобие

Думается мне, что каждый из вас, дорогие читатели, в свое, определенное Богом, время сталкивался с вопросами самоконтроля человека в мире, полном страстей и искушений. Чтобы не расплываться в сложных терминах относительно поисков смыла жизни человека, его миссии на земле и т.д. и т.п., попробую выстроить небольшую логическую цепочку, которая послужит толчком в наших размышлениях и даст нам нужное направление. Совсем недавно люди стеснялись разговоров о Боге, боялись быть ущемленными в гражданских правах за свою веру. Для нашего народа это стало следствием работы сложного дьявольского механизма, через который прошло не одно поколение. Безусловно никого в этом винить не стоит. Я уверен, что в своем большинстве люди, отказывающиеся от Бога, пытающиеся забыть многовековую веру, до конца не осознавали тех последствий, которые их ожидали. Но, что мы увидели. Вера, как свойство человеческой души, не пропадет никуда. Ни для кого не секрет, что была попытка (осознанная или не осознанная, сложно говорить) подменить веру. Вместо «Слава Богу» звучало «слава КПСС». Вместо поклонения мощам святых, люди шли куда? К мавзолею, поклониться «мощам» «вождя революции». Таких очевидных примеров, при желании, можно набрать несколько десятков. Но главный вывод тех времен: вера в Бога – естественное и нормальное состояние человеческой души. Причем, если происходят попытки подавления веры, вместе с ней меняется и весь человек (его нравственная составляющая, духовная и т.д.). Как следствие, мы видим, что существует целостный внутридуховный механизм, характеризующий каждого человека в частности, народы, нации и человечество в целом. Поэтому очень важным моментом в жизни человека является правильное понимание составляющих этого «механизма». И отправной точкой в этом вопросе является создание человека, которое не возможно без Бога.

Сегодня мы смело можем говорить, о том, что Бог есть. Более того, с нами согласиться подавляющее большинство населения на Земле. Но коснись тонкостей веры, мы сразу чувствуем отличия в представлении о Боге у разных христианских и нехристианских конфессий. Я бы даже сказал так: «Утверждать о том, что Бога нет – признавать свою необразованность». Потому что доказательств существования Бога множество. И у этого есть свое объяснение. В разное время люди разных народов, профессий, субъективных взглядов, в силу естественного и нормального состояния человеческой души (как помните), занимались поисками этих доказательств, применимых к их времени, их менталитету, их профессии и т.д. Более того, я считаю, что развитие естественных наук (совокупность всех наук, занимающихся исследованием природы) есть развитие осознания человеком того факта, что весь окружающий нас мир сотворен Богом. Известный академик Иван Петрович Павлов (1849—1936) делился своим опытом: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать — связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и ее нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто — ни энергия, ни материя — не исчезают бес­следно, и, составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера».

Но если и говорить о душе человеческой, то начинать необходимо с создания человека Богом. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над… всею землею… И сотворил Бог человека по образу Своему – по образу Божиему сотворил его» (Быт. 1, 26-27). И сразу же напрашивается вопрос о том, что такое образ и подобие Божие. Какой такой образ есть в каждом из нас? Чем это мы подобны на Бога? По учению отцов Церкви, образ Божий в человеке состоит в свойствах и силах человеческой души – ее духовности, разуме, чувствах, в свободной воле, а подобие – в направлении этих сил и способностей к Богу, в свободном развитии и усовершенствовании данных Богом духовных сил до уподобления Творцу. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48), - призывает Иисус Христос человека развить в себе образ Божий и стать подобным своему Творцу.

Необходимо понимать, что хоть мы и говорим об отдельных составляющих, все они единое целое. В частности, заниматься развитием только силы воли, забыв обо всем остальном, не получиться, потому что и духовность, и разум, и чувства, и свободная воля имеют тесную неразделимую связь.

Каждый день мы принимаем решения. Решаем, что нам делать, что говорить или не говорить, что есть, как одеться и т.д. Все эти решения мы принимаем под влиянием каких-либо факторов. Это может быть жизненный опыт, и мы говорим, что не смотря на теплую погоду лучше одеться потеплее, погода еще обманчива. Это может быть наша вера, и мы идем в храм на праздник, чтобы помолиться Богу. Это может быть воспитание родителей, и мы, как результат, так же воспитываем своих детей. Это могут быть семейные традиции, и мы каждую пятницу вечером убираем дом. Примеров много можно придумать, но самое главное, что во всех случаях мы проявляем собственную свободную волю. Это происходит изо дня в день. Безусловно, воля – духовная составляющая. Потеряв на войне руку, человек не теряет свободную волю. И вот Господь призывает нас развивать эту волю. Но как? Что для этого необходимо. Вот здесь-то и проявляется неразделимая связь всех составляющих образа Божия. Важным инструментом в этом процессе является наш разум. Именно при помощи разума мы находим в себе аргументы, которыми потом оправдываем свои поступки. Можно сказать, что мы ищем мотивацию при помощи разума для того, чтобы проявить волю.

К примеру, бывает такое, особенно, весной, когда светит солнышко, скоро лето, игры, много свободного времени, что дети не учат уроки. Много случаев можно придумать: друзья позвали во двор поиграть в футбол, отложил книжку, вечером пришел поздно, оставил на утро, лег спать, проспал, урок не сделал. А если бы завтра была контрольная, то школьник обязательно бы выучил уроки и подготовился к контрольной должным образом, особенно если от нее зависел бы результат оценки за четверть. Разница только в мотивации. Разумом он понимал, насколько важен завтрашний день, и какие последствия возможны. Поэтому и волю свою проявил в сторону уроков. Так и в нашей повседневной жизни. Мы постоянно принимаем решения и проявляем в них свободную волю. Поэтому для развития воли постоянно необходимо и развитие разума.

И здесь далеко ходить не надо. Люди высоких духовных подвигов должны быть для нас примерами. Святые отцы прежде чем писать свои труды, много молились, прося у Бога разума, много читали Священное Писание. И лишь потом результаты их жизни мы видим в их трудах. Как давно мы читали Библию? Не надо оправдываться отдельными псалмами в молитвах на сон грядущим. Надо читать ее как книгу для разума, дабы постигать постоянно из нее жизнеутверждающие истины, размышлять над ними, искать ответы на интересующие нас вопросы и, как следствие, развивать свой разум. Вот один из способов, который подтвержден опытом святой Церкви.

Результат симфонии свободной воли и разума человека мы будем видеть в нашей повседневной жизни. Я бы даже сказал, что правильным результатом этой симфонии должны быть добродетели, которые становятся для нас нормой поведения, нормой жизни, к примеру, терпение становиться постоянным свободным проявлением нашей воли. Вместе с этим будет меняться и наше отношение к людям, наш характер, наше мировоззрение.

Но часто в жизни бывает так, что никакими размышлениями мы не можем прийти к выводу. Какие бы аргументы в себе не находили, мы не можем принять решение и сделать выбор. Причин тому может быть много. В каждом отдельном случае будет своя. Но как поступать в таких ситуациях? Не будет ли здесь проявление води наугад? Нет. Потому что, кроме разума у человека еще есть духовность и чувства. Я думаю, каждому знакома ситуация, когда мы разговариваем с человеком и не до конца понимаем где и в чем, но чувствуем, что он нас обманывает, лукавит. Так вот здесь и видно проявление духовности человека, той, если хотите, составляющей, без которой человек не был бы человеком. Ведь все люди признают, что мир духовный, который не осязаем, к примеру, пальцами или зрением, существует. Не важно, как они его называют, духовным или сверхъестественным. Важно, что они это признают и тем самым показывают, что есть в человеке чувства, которые выше мира материального.

Размышлять на эту тему можно много, но суть не измениться. У человека есть образ Божий – великий дар, открывающий нам возможности быть сопричастным Христу. А вот то, насколько мы подобны Творцу зависит от нас самих, от того, как каждый из нас проявляет свою волю, которая и является результатом нашего духовного труда.

иерей Александр Лешкевич