Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

О Рождественском посте

Серое небо. Черные деревья. Лужи, грязь, слякоть… Хмурые пейзажи так и накладывают незаметно какое-то одеяло из мыслей, воспоминаний, волнений и различных переживаний на повседневный быт. Становимся какими-то медлительными, раздражительными… Столько праздников прошло: Рождество Пресвятой Богородицы, Крестовоздвижение, день памяти Сергия Радонежского, день памяти Казанского образа Пресвятой Богородицы, Димитриевская поминальная суббота и много других. И вдруг все замерло - тишина… Но стойте, стойте! Какая тишина?! Пост! 28 ноября начинается Рождественский пост! Надо готовиться. Но как? Ближе к посту разберемся? Нет, так нельзя. Самое время задуматься о том, что я буду делать во время поста. Трудиться? Это понятно. Но как я буду трудиться, если я не знаю с какого уголка души начинать борозду? Мне надо подготовиться. Нужен какой-то план действий. Спокойствие. Все получиться. Вот эту осеннюю тишину и использую для того, чтобы спокойно подойти к посту подготовленным и знать над чем (какими страстями в первую очередь) и как работать. Именно о Рождественском посте, подготовке к нему и результатах, которые мы должны ожидать от поста, хотелось бы поговорить.

И, пожалуй, вначале необходимо разобраться с самим понятием Рождественского поста и историей его установления. Из самого названия понятно, что Рождественский пост – пост перед праздником Рождества, причем не просто чьего-то рождества, а Рождества Христова. Сразу же отметим тот факт, что в Церкви мало праздников, перед которыми установлены посты, тем более такие длительные. А пост Рождественский не много не мало, а 40 дней. Причем это по длительности соизмеримо только с Великий постом. Забегая вперед, скажу, что по строгости своей, в монастырских уставах, Рождественский пост не такой строгий как Великий, но по длительности посты вполне соизмеримы. Глубокий смысл Рожественского поста кроется в празднике, к которому он нас подводит, – Рождестве Христовом. Откуда берет свое начало праздник Рождества Христова? Еще со времен Адама и Евы. Все знают, что Бог дал обетование первым людям о том, что родится Спасителя мира. И безусловно, пока были очень яркими воспоминания о беззаботной жизни в раю, была и яркой надежда на то, что вот он – очередной первенец, наследник, который будет обещанным Спасителем. Но шли года, десятилетия, столетия, а наследника нет. Где тот Спаситель? Может Бог ошибся? Люди отходят от веры, впадают в многобожие. И только небольшой народ хранил в себе веру на спасение. Удивительно, но слово о Спасителе такое же бессмертное, как и сам Спаситель. Народ хранил это бессмертное слово в предании, передавая от поколения к поколению. И невольно закрадывается мысль о том, что как Бог властен над временем, так и слово о Спасителе было властно над ним и вело богоизбранный народ свозь время и государства ко спасению. И вот оно: спустя ТЫСЯЧИ лет сбывается обетование. Весь мир уже изнуренный ожиданием, грязнущий в грехах, страстях и безверии получает Того, кто должен будет вернуть их к Богу. Того, о котором говорили миллионы поколений. Того, в чьих руках будет все человечество. Невозможно представить, как трепетало сердце Пресвятой Богородицы, когда она первый раз взяла на руки младенца Христа. Какие первые слова Богородица сказала Спасителю? В человеческих руках лежал младенец, в руках которого «лежало» все человечество… Теперь становиться понятно, зачем нужен такой длительный пост. Подобно еврейскому народу, который омывал свои грехи тысячелетиями и ждал Рождение Спасителя, должны и мы проделать большой труд над своей душой, чтобы быть готовыми к Рождению Спасителя. 

Говоря о истории установления поста перед праздником Рождества Христова, не хочется утомлять вас большим количеством дат и многочисленными документальными выдержками. Скажу кратко, что в исторических источниках Рождественский пост упоминается с IV века. Причем изначально он был лишь семидневным. И только в 1166 году реформой Константинопольского патриарха Луки пост стал сорокадневным, что дошло и до наших дней. Причем, отмечу, что такой длительный пост хорошо зарекомендовал себя, и я не читал не об одном случае, связанном с попыткой отмены этого поста.

Как и любой другой, Рождественский пост можно разделить на пост телесный и пост духовный. Что такое телесный пост? Телесный пост – это определенное уставом воздержание от пищи. Обращу внимание на то, что я не написал церковным или каким-либо другим уставом, просто уставом. Чуть позже это поясню. Если говорить о воздержании в еде во время Рождественского поста, то можно встретить много интересных вариантов, предлагаемых монастырскими уставами. В большинстве своем в этих уставах Рождественский пост делится на три временных промежутка: первый – с 28 ноября по 20 декабря, второй – с 21 декабря по 1 января и третий – со 2 по 6 января. На протяжении всего поста запрещено вкушать мясо и молочные продукты. В первый промежуток вторник, четверг, суббота и воскресенье – дни, когда разрешена рыба. Во второй промежуток рыба разрешалась только в субботу и воскресенье. А в период со 2 по 6 января – строжайший пост без рыбы и т.д. Но сразу отмечу, что это древняя монастырская традиция, которая в наше время далеко не во всех монастырях может выдерживается. Привел я ее только для того, чтобы рассказать вам о интересной русской монастырской традиции. Такая строгость поста не для мирян. Мирская распространенная практика, которой в частности придерживаюсь и я,– это воздерживаться от мяса и молочных продуктов на протяжении всего поста. В среду, пятницу и последнюю неделю поста еще и от рыбы. Помните, что по всем возможным вопросам о строгости поста необходимо обращаться к духовнику. И вот как он установит вам пост, так и поститесь. Этого устава и придерживайтесь. Ведь очень часто положены послабления в телесном посте, к примеру, больным, беременным, людям, которые занимаются тяжелым физическим трудом. Ведь не должно быть так, что вы падаете с ног и к вечеру не можете даже на молитву встать и собраться с мыслями. Это уже не пост, а вредительство какое-то.

Духовный пост – это тоже воздержание, но уже от страстей. Во все время главное внимание постящихся обращено в первую очередь к посту духовному. И не удивительно. Что мы спасаем? Душу. «Зачем тогда тело?» – кто-то спросит. Ну как же. Ведь душа наполняет наше тело. Она таинственным для нас образом соединена с телом и оказывает на тело влияние. Часто бывает так, что люди болеют-болеют, лечатся-лечатся и снова болеют. Ведь Спаситель Сам указал нам природу болезней: исцеляя больного, Он простил ему все грехи и тот пошел. За две тысячи лет ничего не изменилось. Если человек имеет страсть к алкоголю, то с течением лет у него появляется множество болезней, от которых сложно вылечится. Это результат длительного воздействия страсти. Точно так же и с душой. Если человек длительно время, к примеру, имеет страсть к обману, то рано или поздно это скажется и на теле. Поэтому борьба со страстями и является главной задачей поста. Но как тут определиться? С чего начать? С едой-то все понятно. Не покупать мясо, молоко, и все тут. А с душой как быть? Давайте попробуем разобрать и составить небольшой план действий.

Итак, первое что необходимо сделать, так это определиться с ориентиром. Ориентироваться мы будем на наши силы и страсти. Задумайтесь: «Каким страстям подвержены вы?» У каждого человека свои страсти: кто-то болтлив, кто-то ругается со всеми, кто-то курит и т.д. Если вы считаете, что у вас нет страстей, значит что-то вы упустили. Ведь сюда можно отнести и просмотр сериала, нечтение вечерних и утренних молитв, может быть, и банальная лень, к примеру, лень убираться по дому. Продолжать можно долго. Но, как правило, у большинства страстей, особенно страстей, которые становятся навыками (навыки – страсти, которых мы не замечаем и считаем их нормальным явлением в нашей жизни), есть общая черта – мы, поддаваясь страсти, себя оправдываем. Не читаем вечерние молитвы, потому что устали. Открываем бутылку со спиртным, потому что был тяжелый день. Курим, потому что не можем бросить. Обманываем, потому что не хотим причинить боль другому. Вот на таких мыслях и надо себя ловить. Вот именно в таких поступках и проявляется наша страстность.

Второе, на что необходимо ориентироваться в борьбе со страстями – это на собственные силы. И задумываясь о том, что я могу сделать для того, чтобы побороть в себе страсть, необходимо рассчитать свои возможности. Ведь тренированный отлет готов к большим весам и длительным нагрузкам на мышцы, а новичок работает с маленькими весами, постепенно укрепляя свое тело. Так и здесь необходимо определиться со своим правилом и не перестараться. Иначе через неделю или две мы просто сдадимся, сорвемся, сломаемся от нагрузок, и пост – не пост. Только вред нанесем себе. Поэтому, как и с постом телесным, нужен взгляд со стороны – совет духовника, человека, который может помочь оценить наши силы и возможности.

Определившись со страстью или страстями, над которыми будем работать, необходимо проанализировать и разобраться с тем, как они проявляют себя в нашей жизни. А именно, когда мы впадаем в страсть? Что с нами происходит в это время? Как длительно мы подвержены воздействию страсти? При каких обстоятельствах происходит усугубление и ослабление нашей страстности? Ведь надо понимать, что наши страсти – это мы сами. Они являются неотъемлемым искажением нашей чистой природы. Без нашей воли не происходит никаких действий. Это мы такие слабые, что поддаемся страстям. И в этой борьбе главным оружием является труд. Причем труд этот должен быть регулярным! К примеру, мы не вычитываем вечерних молитв. Мы слабы настолько, что не можем себя заставить на них встать. Хорошо. Разбираемся по порядку. Чем мы себя оправдываем? К примеру, нас отталкивает то, что их долго читать, или они не понятны, у каждого будут свои причины. Хорошо. Если их долго читать – возьмите другое правило. Начните с правила отца Серафима Саровского. Оно короче. Но самое главное, чтобы вы трудились регулярно, изо дня в день. Если молитвы не понятны – найдите их перевод на современный русский язык. Нет такой возможности – подойдите с молитвословом к священнику и спросите конкретное слово или предложение. Поставьте себе цель разрешить то оправдание, которым мы объясняем свои проступки. 

Однако важно помнить о трудностях, которые могут встретиться на пути. К примеру, разрешив одно оправдание, мы придумаем другое. Или еще, взяв слишком легкое правило, мы останемся на месте и духовно не возрастем. Причем будем уверенны, что все делаем правильно. Как быть в таких случаях? Если мы постоянно оправдываемся, то вполне возможно, что мы не правильно определили свою страсть. Часто бывает так, что из одной вытекает несколько. Человек пьет, затем начинает сквернословить, потом ругается чуть ли не каждый день с женой и т.д. А в чем причина? Пьет? Это так. А почему он начал это делать? Где надломился? Может быть все дело в компании, которая его окружает. Может быть, они его склоняют, и он не справляется один. Не может противится и потакает коллегам? В случае, когда мы на себя берем слишком легкое правило, мы не видим никаких изменений в своем поведении. Или эти изменения не являются существенными. Подумаешь, 5 минут и прочитал краткое правило отца Серафима Саровского. Значит необходимо задуматься о правильности исполнения и объеме нашего труда. Может быть мало молитв мы читаем? А может быть нам необходимо молиться более внимательно, еще глубже вдумываясь в тексты молитв?

Вопрос о долгожданности результатов нашего труда всегда волнует и будет волновать постящихся. Когда же я стану духовно крепче и сильнее? Когда смогу взять на себя более строгие правила? Когда наконец-то я смогу всех прощать? Эти и много других вопросов постоянно нас терзают.  Иногда кажется, что мы трудимся и трудимся, а толку ноль. Первое и самое главное - не впадать в уныние. Потому что уныние – это такое болото, которое затягивает в себя все, что нас окружает: работу, дом, общение с родными и близкими, мысли, наше поведение меняется и т.д. Ищите для себя мотивацию. Ведь некоторые святые по несколько десятков лет проводили в пустынях, для того, чтобы побороть страсти. И второе: помните, о том, что страсть не пришла в одно мгновение и в одно мгновение не уйдет. Поэтому процесс этот длительный. И, как часто бывает, заболеть мы можем за несколько минут на сквозняке, а лечится потом, соблюдать определённый доктором режим необходимо неделю. Также в борьбе со страстями.

Еще необходимо сказать о случае, когда мы сдаемся. Бывает такое и часто, что на пол пути срываемся и больше не боремся. Что же делать в таком случае? Не волнуйтесь. Здесь возможно множество причин, которые объяснят это. Но чаще всего это происходит из-за чрезмерной нагрузки. Слишком строгое правило мы избрали и не рассчитали свои силы. В таком случае я бы посоветовал сделать перерыв. Небольшой, чтобы успокоится, собраться с мыслями, проанализировать ошибки, разобраться с тем, что мы неправильно делаем. Сходите к духовнику. Посоветуйтесь с ним. Он поможет во всем разобраться. Возможно ведь и такое, что вы просто упустили что-то. К примеру, не предали значение своей лени. А она тут как тут по мере затухания оной страсти разыгралась. Такое часто бывает.

Отдельным вопросом в Рождественском посте стоит празднование Нового года. Как себя вести? С одной стороны – праздник, все гуляют, радуются, с другой стороны – пост устрожается. Как же быть? Во первых необходимо понимать, что во время поста не запрещено радоваться:) Ведь сам по себе пост должен нам доставлять радость. Поэтому если у вас на период поста попадает день рождения, то соберитесь семьей, отпразднуйте. Да, на праздничном столе будут стоять постные блюда. Хотя и здесь уставом предполагается послабление в честь праздника. Так что праздник Нового года первого января разделить в кругу близких можно. Однако, возможет случай, когда вас пригласят в компанию, и вы заранее знаете, что там будут возможно скверные разговоры, или вы, в силу слабости, легко поддадитесь осуждениям кого-нибудь и т.д. Тогда объясните свою позицию. Скажите вашему другу: «Пойми меня правильно, я не могу пойти по, к примеру, личным причинам». Если он действительно ваш друг, то отнесется с пониманием и не будет осуждать ваш поступок.

Как правило вопросов, сопряженных с постом, множество. И они возникают по мере длительности воздержания. Решайте их не самостоятельными размышлениями, а с помощью духовника. Ищите советы у святых отцов. И помните о том, что результатом поста будет ваш духовный рост. Мировоззрение измениться. Прощать других будет легче. И после праздника Рождества Христова ваши правила будут легки для исполнения. Контролировать себя будет легко, потому что ваши правила станут для вас нормой жизни, без которой трудно будет себя представить.

иерей Александр Лешкевич