«Многоценное миро женского сердца»

(День святых Жен-Мироносиц)

– Мария! – кроткий зов проникает в душу мироносицы.

– Учитель! – священный трепет и радость встречи, благоговение и вера в Воскресение – все выражается в этом удивленном восклицании.

– Мария! – кроткий зов рассекает тысячелетние пространства, и евангельской дорогой ко Гробу Господню идут современные женщины.

    День святых Жен-Мироносиц – это светлый праздник, украшенный торжественными речами, искренними поздравлениями, нежными цветами, радужными платками. Именно в этот светлый день, сестры во Христе, стоит собраться в горнице-гостиной для беседы о вечной теме мироздания – о женщине.

    Метаморфозы рыночной цивилизации исказили истинный смысл этого слова. Слух же, забитый материалами СМИ, закрыт к тайнам слова. Для нас духовно опустели понятия: женственность, чистота, материнство, служение, верность, любовь, смирение…Нынешний день грубо перекраивает природу женщины, при этом наносит непоправимый вред и ей, и семье, и обществу в целом.

    Современная женщина – спешащая. Спешит, а значит – не успевает все делать основательно и радостно. Несет неимоверные нагрузки, а мир семьи лишается уюта, нежности, доброты.

Сердце спешащей женщины склонно к суете, а значит – оно есть закрытое сердце, оно не может откликнуться на совесть – со-весть(!) – на закон, соединяющий человека с Богом.

    В спешащей женщине нет ритмичности, степенности. Сбивка с ритма – это разлад, это болезнь, негармоничность. Часто своим недостойным поведением (поведением, в котором нет по-степенности!) женщина разрушает в себе образ Пресвятой Богородицы, а значит – и благодать Божию, и свое духовное устроение. Спешащая женщина привыкла жить поверхностно. Она склонна видеть причину жизненных неудач в неблагоприятной обстановке, в неустроенности быта, в желании оправдаться. Спешащая женщина полна тревоги и страха, гнева и раздражения. Такое ее состояние прямо влияет на физическое и нравственное здоровье семьи. Не потому ли в современной школе существуют классы коррекции, в которых обучаются дети с разными психическими и физическими отклонениями в развитии. А ведь за этими болезнями прячется детское одиночество с его нестерпимой болью…

    Но альтернативы женственности нет. Как нет альтернативы и семье, и материнству. Кому как не женщине хранить возвышенные нормы поведения?

    Со вниманием перечитаем строки царицы-мученицы Александры Феодоровны: «В своем доме … покажите всю возвышенную красоту истинной благородной женственности. Стремясь ко всему чистому, святому в Божественном идеале женщины, будьте воплощением добродетели и сделайте добродетель настолько привлекательной, чтобы порок у них всегда вызывал только отвращение…»

    Как обустраивает земную жизнь своей семьи современная женщина? Следы какой духовной жизни хранят стены ее сердца и сердец ее детей? Женщине свойственно умение взять на себя все заботы об устроении уюта, мира, чистоты в доме. Чистота дома – это доброе отношение друг ко другу. Это честные нравственные обязанности каждого в семье. Это отраженная любовь к мужу и детям. Если же в семье не обязательны аккуратность, чистота, порядок, внутренняя дисциплина, ребенок всю жизнь будет жить в неопрятности и грязи, он не проникнется желанием к исправлению, не взыщется им и чистота души.

    Дом, семью называют малой Церковью, священным очагом. Ее святость рождается из ежедневных действий: молитвы, недельного ритма, рассуждения, добродетельных привычек. «Разве может опошлить человека ежедневная будничная жизнь, когда есть молитва, когда есть возможность читать Евангелие», – напишет в письме своей невесте И.С.Аксаков, сын автора «Семейной хроники» и сказки «Аленький цветочек». Добавим, в семье С.Т.Аксакова было одиннадцать детей.

    Раскроем этимологический  словарь Н.М.Шанского и узнаем, что значение слова женщина – «рождающая». «Женщина спасается чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2,15). Священное Писание навеки определило главную миссию женщины.

    «Женщина – основа семьи, святилище семейного очага. Еще более – в ней сокрыта тайна распространения и умножения Царства Божия на земле, если она направит воспитание детей в Евангельском духе Христа» (протоиерей П.И.Алфеев).

    Дети не взрослеют сами по себе, их необходимо воспитывать. Совершая свои первые шаги по жизни, дети оглядываются на самых главных для себя воспитателей – своих родителей. Воспитывать – это питать душу, дух! Без веры в Бога, без выполнения Заповедей Божиих, без Церкви духовное возрастание невозможно, потому что нравственный человек – это результат мудрости, терпения, доброты, любви.

    Чем направляется и организуется созидательная деятельность матери? Женщина должна бодрствовать силой своей чистоты. Чистое сердце всегда тянется к духовному слову. «Истинное слово, будучи образом Бога-Слова и от Него происходя, есть жизнь» (праведный Иоанн Кронштадтский). Сердце, пронизанное Евангельским словом, правильно слышит истину, красоту, добро. Она бережет слух и зрение, ибо знает: безнравственные образы фильмов ужасов, компьютерные игры, легкое чтиво расходуют жизненные силы, лишают устойчивости психику, вводят душу в соприкосновение с нечистотой.

    Современный стиль жизни направлен на изгнание всякой чистоты из женского сердца. А христианка обязана чувствовать духовные смысловые оттенки слова, его прямое влияние на нравственное и физическое здоровье.

    Девочка… Девушка… Невеста – не ведающая греха, чистая, целомудренная! Потеря девственной чистоты – это духовная катастрофа.

    … Я взяла в руки красивое яблоко. Разрезала надвое. Плод оказался без семени. Ни единого зернышка… Пережила чувство недоразумения и горечи. Возникли в памяти образы притч о бесплодной смоковнице и десяти девах…

    Как психика современных девочек поляризуется в мужскую? Брюки; папиросы; нечистый язык; чувство оставленности и ненужности; дурные сообщества; алкоголь, который изменяет состав излучения крови, и человеческое в человеке замещается скотоподобием; агрессивность, приводящая к серьезным биохимическим изменениям в организме; доступность всяких удовольствий – коктейль жизни подростков опустошает их души, делает наших детей примитивными потребителями. И в то же время наши воспитанники таким образом мстят и родителям, и обществу, не сумевшим уберечь их от хищной пропаганды, растоптавшим в их сердцах все святое.

    Плоть властвует над душой современного ребенка, закрывает от него возвышенную жизнь. «Бог не дает ни дара духовного, ни дара разума, ни веры, ни любви, ни чистоты … тому, кто растратил и во зло употребил … дар телесного богатства» (святитель Николай Сербский).

    Чистота и красота женщины порождены особой духовностью нашего православного народа. Мы нуждаемся в них. Чтобы противостоять безликости и равнодушию прагматического мира, женщина должна беречь свет и сияние детских глаз. И коль женщина выбрала супружеский венец как избавление от трудностей одинокой жизни, она должна бережно и вдумчиво относиться к построению семьи. В слове долг – корень благородства женщины.

    Бог ценит в женщине красоту «сокровенного сердца», красоту спокойного духа. Ей, рожденной в раю, подобной весенним цветам и душистым травам, Адам воспел первый гимн любви: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою» (Быт. 2,23).

    Только возвышенная красота может быть покровом и защитой женщины. Только такая красота обладает умиротворением, покоем, целомудрием. Об этой идеальной красоте писал гениальный А.С.Пушкин:

  Она была не тороплива,

  Не холодна, не говорлива,

  Без взора, наглого для всех,

  Без притязаний на успех,

  Без этих маленьких ужимок,

  Без подражательных затей…

  Все тихо, просто было в ней.

Воскликнем вслед за православным писателем И.Шмелевым: «Читайте Евангелие и Пушкина».

           «Мироткущая», – в напевном слове современного классика В.Распутина содержится целый образ женщины 21 века. В этом слове звучит и трагедия нашего времени, измученного жизнью на земле без Неба. В этом слове – набатный призыв: остановись! На тебя обращены глаза детей. В этом слове – напоминание: духовным оплотом семьи всегда была женщина. В этом слове – просьба о чистоте сердца. (Слово чистый этимологически связано с нравственным состоянием. Оно, согласно словарю Н.М.Шанского, означает «светящийся, издающий свет». Чтобы излучать свет, женщине надо очищаться через покаяние). «Блаженны чистые сердцем…»(Мф. 5, 8).

Мироносица…

Мироткущая. Дивное слово. В нем малиновый перезвон колоколов любви, веры, упования, преклонения, молитвы!

– Мария! – кроткий зов Спасителя однажды проникнет в душу каждой женщины.

Пусть же к стопам Воскресшего Христа, дорогие сестры, мы принесем чистое миро наших сердец!

Подольная Тамара,
преподаватель детской Воскресной школы
храма святых Жен-Мироносиц