Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

Литурги́я Преждеосвяще́нных Даро́в - богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

VI Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в будние дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии.

Литургия Преждеосвященных Даров является особой, не-евхаристической литургией, совершаемой в Православной Церкви только в период Великого поста и содержащей такие особенности:

  • в ней нет первой части полной литургии – проскомидии;
  • литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных;
  • по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии);
  • в конце вечерни (перед началом собственно чина Преждеосвященных) поется великий прокимен "Да исправится молитва моя";
  • в начале литургии верных вместо Херувимской песни поется "Ныне силы небесныя";
  • на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров.

В православной традиции начиная с XVI в. Григорию Великому (Двоеслову) устойчиво приписывается составление литургии Преждеосвященных Даров. Однако, нет достаточных оснований для утверждения о том, что литургия Преждеосвященных Даров была перенесена на Восток с Запада. Так, несмотря на широкое распространение в позднейших памятниках, в богослужебных рукописях старше XVI в. эта атрибуция¹ не встречается (в агиографических источниках она появляется раньше, например, в Синаксаре, XII–XIII в.). В рукописях Евхология и Служебника VIII–XV вв. литургия Преждеосвященных Даров или не имеет никакой атрибуции, или приписывается святителям Василию Великому, Епифанию Кипрскому, Герману I, патриарху Константинопольскому. В византийских толкованиях на литургию составление чина Преждеосвященных усваивается апостолам. По словам Иерусалимского патриарха Досифея II (Нотары): «Преждеосвященная литургия принята от преемников апостольских и не есть творение Григория Двоеслова».

Свидетельства переатрибуции литургии присутствуют среди славянских памятников, например, в Служебнике XVI в., где чин Преждеосвященных озаглавлен: «Устав Божественыя службы Преждеосвященных святаго преподобнаго отца нашего святителя Епифания Кипрского. Инииж поведуют зложеннеи быти ей Агкафаном папа Римским. И святогорцы поведают Григория папы Римскаго изложение», а также в Варлаама Хутынского Служебнике, где лист, содержавший изображение составителя чина Преждеосвященных, был в позднейшую эпоху изъят, очевидно, потому, что на нем был изображен не Григорий Великий, а другой святой.

Атрибуцию чина литургии Преждеосвященных Даров Григорию Великому следует признать ошибочной и по другим причинам.

Во-первых, в западных литургических памятниках, связанных с именем папы, нет никаких совпадений с молитвами византийской литургии Преждеосвященных Даров, как нет и самой практики совершения этой литургии. В Западной Церкви она совершается лишь один раз в год — в Великую Пятницу, и ни один из текстов Григория Великого, в том числе и содержащихся в Сакраментарии Григория, не совпадал с молитвами литургии Преждеосвященных Даров. На Востоке, напротив, эта литургия заменяла полную литургию во многие постные дни. В некоторые эпохи литургия Преждеосвященных Даров совершалась по средам и пятницам всего года и во все седмичные дни Великого поста, в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы и в праздник Воздвижения Креста Господня. Так, в частности, обстояло дело в Константинополе при патриархе Никифоре (806–815). В Уставах Великой церкви X–XI веков говорится о служении этой литургии во все седмичные дни Великого поста, а также на сырной и Страстной седмицах. В иерусалимских же уставах того же периода предписывается совершение этой литургии лишь по средам и пятницам Великого поста. После того как в XIII–XIV веках Иерусалимский устав вытеснил другие уставы на всем православном Востоке, литургию Преждеосвященных Даров стали служить по средам и пятницам Великого поста, в четверг 5-й недели поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, а также в день обретения главы Иоанна Крестителя (24 февраля) и день памяти сорока мучеников (9 марта), если эти дни выпадают на седмичные дни Великого поста.

Во-вторых, во времена Григория Великого литургия Преждеосвященных Даров давно была известна в Константинополе («Пасхальная хроника» упоминает о некоторых изменениях в ее чине под 615 г.) и вообще на Востоке, где помимо константинопольского существовали иерусалимский и александрийский чины литургии Преждеосвященных, носившие имена апостолов святых Иакова Праведного и Марка (или свт. Афанасия Великого) соответственно, а также ряд сирских чинов с различными атрибуциями. «...Литургия Преждеосвященных,– заключал церковный писатель прот. Григорий Смирнов-Платонов,– по происхождению... принадлежала Церкви Восточной… и св. Григорию не было приписываемо установление известной в Православной Церкви великопостной литургии».

Причина появления атрибуции литургии Преждеосвященных Даров Григорию Великому неясна. Вероятно, она возникла между XII и XV вв. в среде греческого духовенства Южной Италии или на Афоне и была первоначально обусловлена или представлениями об определяющем влиянии Трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) на православную богослужебную традицию (впоследствии имя Григория Великого заменило собой имя свт. Григория Богослова, который действительно назван автором литургии Преждеосвященных в рукописных Евхологиях XVI в.), или опосредованным знакомством греков Южной Италии и Афона с западной традицией, где чин мессы мог атрибутироваться ап. Петру или Григорию Великому, и, главное, тем, что с именем «папы Римского Григория» (на самом деле не Григория Великого, а св. Григория II) связывалось установление практики совершать Великим постом полную мессу (впоследствии имя Григория Великого как автора чина мессы или как инициатора совершения полной мессы в будние дни поста перешло на чин литургии Преждеосвященных). Возможно, также повлиял и факт наличия напоминающего литургию Преждеосвященных Даров чина в описании богослужения Великой пятницы именно в Сакраментарии, носящем имя Григория Великого. Окончательному приписыванию Преждеосвященной литургии авторству Григория Великого способствовало распространение в православном мире в XVI–XVII вв. венецианских изданий богослужебных книг, выполненных по южноиталийским рукописям и содержащих эту атрибуцию.

В современных русских (а также зависящих от русской традиции) изданиях богослужебных книг атрибуция литургии Преждеосвященных Даров Григорию Великому сохраняется. Среди обычных молитв священника в конце службы литургии Преждеосвященных Даров современный русский Служебник предписывает читать тропарь Григорию Великому; имя папы входит в состав отпуста литургии; включенное в состав московского издания Минеи 1978–1989 гг. последование Григория Великого (оно отсутствует в первопечатных и синодальных русских изданиях Миней, первоначально было известно лишь по рукописям южноиталийского происхождения, а в Минею попало посредством одной из рукописей Пантелеимонова монастыря на Афоне) в одной из стихир прямо приписывает Григорию Великому составление литургии Преждеосвященных Даров.

В современной греческой традиции атрибуция этой литургии Григорию Великому в целом отвергнута в первую очередь из-за позиции патриарха Иерусалимского Досифея, аргументировано отрицавшего авторство папы, а также благодаря авторитету составленного прп. Никодимом Святогорцем канонического сборника «Пидалион», где эта атрибуция отвергается на основании свидетельств свт. Симеона, архиеп. Фессалоникийского и патриарха Досифея. Поэтому, согласно современным греческим изданиям Евхология, Литургиария и Архиератикона, имя Григория Великого не произносится на отпусте в конце литургии Преждеосвященных Даров, и тропарь ему не читается в составе благодарственных молитв по Причащении.

¹Атрибуция (лат. atributio – приписывание) – установление автора художественного произведения или времени и места его создания. Опирается на анализ стиля, иконографии, сюжета, техники, на результаты физических и химических исследований и т.п.

иерей Михаил Берзон