Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

ЛАЗАРЕВА СУББОТА

ВОСПОМИНАНИЕ ВОСКРЕШЕНИЯ ПРАВЕДНОГО ЛАЗАРЯ

В пятницу шестой седмицы, седмицы ваий, Великого поста заканчивается непосредственно сама святая Четыредесятница. Церковь останавливается на пороге Страстной седмицы, времени воспоминания и переживания спасительных страданий и смерти Спасителя. Перед тем, как вступить в это скорбное время два дня, которые не включаются ни в Великий пост, ни в Страстную седмицу, отмечаются особенными богослужениями и воспоминаниями. Это Лазарева суббота и Вербное воскресение, или праздник Входа Господня в Иерусалим. Два эти события тесно связаны между собой, но здесь остановимся только на Лазаревой субботе.


В этот день воспоминается великое и страшное чудо совершенное Христом ‒ воскрешение Лазаря. Об этом событии нам повествует евангелист Иоанн Богослов. В Вифании, небольшом селении, расположенном недалеко от Иерусалима, жила семья: две сестры, Марфа и Мария, с братом Лазарем. Иисус Христос сдружился с ними и неоднократно бывал у них в доме. И вот за недолгое время перед иудейским праздником Пасхи Лазарь заболел. Сестры не замедлили сообщить об этом Христу. Однако к удивлению учеников Он не поспешил к ним. Сказав, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, Спаситель остался на том месте, на котором находился. Лишь через несколько дней Христос сообщает апостолам, что нужно идти в Вифанию, потому что умер общий их друг Лазарь. Придя на место, от плачущих Марфы и Марии Христос узнает, что уже четыре дня прошло, как похоронили Лазаря. На месте захоронения своего друга, а, по обычаю иудейскому, это была пещера, Господь прослезился и повелел, чтобы отвалили камень, закрывавший вход в гроб. Повеление исполнили, и Христос возгласил: «Лазарь, выйди вон!», и из гроба вышел оживший, воскресший Лазарь, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Господь повелел, чтобы его развязали и отвели домой. После своего воскресения Лазарь прожил еще 30 лет. Апостолами он был посвящен в епископский сан и занимал кафедру на острове Кипр. Из предания Церкви нам известно, что от воскрешения до своей второй смерти, Лазарь вел строгую подвижническую жизнь. В IX веке императором Львом Философом мощи святого праведного Лазаря были перенесены с острова Кипр в город Константинополь.

Весть о воскрешении Лазаря молниеносно разнеслась по окрестностям Иерусалима и в самом городе тоже. Именно она стала поводом к тому, чтобы толпа народа так радостно и торжественно встречала Господа Иисуса Христа, въезжавшего в Иерусалим на осле. Люди приветствовали Господа как Мессию, прославляли Его, постилали ему под ноги свои одежды. Но это же великое чудо, дополненное народным признанием Христа, стало последней каплей, приведшей врагов Господа в ярость, в совершенное бешенство. Фарисеи, саддукеи, иудейские старейшины тогда уже однозначно решили, во что бы то ни стало, убить ненавистного им Назарянина, а вместе с Ним и воскресшего Лазаря.

Однако, о чем же нам, живущим через две тысячи лет после описанных событий, эти самые события говорят, чему научают?

В первую очередь хотелось бы отметить вот что. Воскрешение праведного Лазаря может удостоверить нас в самой возможности возвращения к жизни умершего человека. Не случайно ведь Господь медлил с тем, чтобы идти к Лазарю, пока тот еще был жив, не случайно Он допустил то, чтобы не быть при своем друге в момент смерти, не случайно и то, что пришел Христос лишь тогда, когда Лазарь уже четыре дня пролежал в гробу. Промыслительным было и то, что Спаситель уже у гроба Лазаря дал всем присутствующим, в том числе и апостолам Своим, буквально прочувствовать, ощутить реальное присутствие смерти: как сказано в евангелии, из гроба доносился ужасный запах разлагающегося мертвого человеческого тела. Т.е. действительно мертвый, не впавший в кому, не уснувший, а по-настоящему мертвый, разлагающийся Лазарь лишь по одному слову Христа ожил, воскрес, вернулся к жизни. Так вот это необъяснимое человеческими понятиями, не вмещающееся в человеческое восприятие мира событие должно было стать для апостолов и может стать для нас точкой опоры для того, чтобы поверить во все те события, которые произошли со Христом вскоре после входа Его в Иерусалим. А главное воскрешение Лазаря может помочь нам поверить в само Воскресение Христово. Теперь мы знаем, что умершему человеку возможно вернуться к жизни. Так вот Тот, Кто одним только словом возвращал жизнь мертвому телу, может ли Сам быть удержан смертью, может ли быть обезображен ею Тот, Кто некогда просиял Божеством на Фаворе? Нет, не может! Повелевающий смерти отпускать своих пленников, господствует над нею, она не властна над Ним. А потому все, что происходило со Христом: предательство, арест, суд, избиение, поругание, распятие, умирание на кресте было попущено Ему Богом и добровольно принято Им для того, чтобы войти в смерть и разрушить ее изнутри, воскреснув из мертвых! Такое же переживание этого дня можно проследить и в богослужении Лазаревой субботы. В обычную субботнюю утреню врываются, как солнечные лучи в темноту, не присущие ей воскресные песнопения: «Ангельский собор удивися…», «Воскресение Христово видевше…» и др. Таким образом, воскрешение праведного Лазаря ‒ это предвозвещение воскресения из мертвых Самого Христа.

Другую важную сторону воспоминаемого события Церковь раскрывает в тропаре Лазаревой субботы: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…». Т.е. еще до Своего страдания Христос удостоверяет нас в будущем всеобщем воскресении мертвых, воскрешая Лазаря. Наши знания о материальном мире, о духовном мире, об устройстве вселенной, словом, любые знания человека далеко не совершенны, но одно каждый из нас знает точно: когда-то придется умереть. Христианство добавляет к этой непреложной истине еще одну: когда-то придется воскреснуть. Не важно социальное положение, не важен возраст, не важно место проживания, в конце концов, не важно даже вероисповедание – как каждому придется умереть, так каждому придется и воскреснуть. Это откровение о предстоящем необходимом воскресении каждого человека заставляет нас совершенно по-другому взглянуть на жизнь. Потому что со смертью тела ничего не закончится. Каждый наш поступок, каждое слово, каждая мысль будут иметь свое продолжение и окончательное значение уже там, за порогом земной жизни. Вот как об этом говорит Сам Господь: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло ‒ в воскресение осуждения» (Ин. 5; 28-29). Огромнейшее значение приобретает в этом свете земная жизнь человека. Именно от ее качества зависит жизнь будущая. Каждый человек сам и только сам определяет свою будущую участь, имея Богом данную свободную волю. Да много в мире соблазнов и искушений, которые манят человека, подменяют ценности, затуманивают сознание. Но именно для того, чтобы не заблудиться человеку на земном пути, Господь оставил ориентиры ‒ Свои заповеди, Господь оставил нам «корабль» ‒ Свою Церковь, на котором, соблюдая ориентиры, можно переплыть житейское море и достигнуть тихой пристани Божьего Царства.

Таким образом, Лазарева суббота предвозвещает нам скорое Воскресение Христово и предуказывает на всеобщее грядущее воскресение всех людей.

Но для того, чтобы ощутить всю необычайность этого дня, необходимо поучаствовать в Богослужении Лазаревой субботы, а за ней – и Вербного воскресения.

иерей Антоний Моргун