Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

Девятая заповедь Блаженства

Каждый прихожанин много слышал, читал, узнавал и рассуждал о житиях святых угодников, которые понесли подвиг мученичества и сподобились быть прославленными в лике святых. Пожалуй, первое, что поражает ум и захватывает мысли, так это те мучения, которым подвергались святые. Интересно то, что мы, чаще всего, представляя муки внешне, забываем о тех внутренних переживаниях, которые испытывали мученики в эти моменты. Житие таких людей не требует никаких дополнительных пояснений. Их мучения – это жизнеутверждающая проповедь, которая говорит не о земной, а о вечной жизни. Пронзая время, богослужебный устав сохранил для нас правило особого почитания таких святых в дни, когда они умирали земной смертью. На протяжении всего годового круга богослужений, как равномерный колокольный звон, внутри нас всплывают воспоминания о страданиях за веру святых угодников.

Как было сказано, все святые мученики принимали смерть телесную. Почему бы Богу было не забрать их, подобно пророку Илие, с земли живыми? Ведь Он знает и веру, и мысли, и чувства всех людей. Для чего так необходима эта смерть, о которой мы порой не задумываемся, вспоминаем только, когда кто-то из близких умирает. А ведь каждый человек прекрасно осознает, что рано или поздно и у него в жизни наступит такой сложный для восприятия умом момент - момент смерти. Более того, есть много высказываний святых о том, что постоянные мысли о грядущей смерти должны быть для нас словно метрономом, который бы выравнивал наши чувства, переживания и т.д. Достаточно вспомнить святого Александра Свирского, у которого перед входом в пещеру была вырыта могила для того, чтобы он каждый день, возвращаясь с трудов, помнил о грядущей неизбежности. Смерть вошла в жизнь человечества вместе с грехом. Более того, для поврежденного грехом тварного мира, смерть является словно лекарством, которое сохраняет его от более страшных и разрушительных последствий. Благодаря смерти человек лишен возможности бесконечно совершенствоваться во грехе. Задумайтесь только, до какого страшного состояния порой доходят люди проживая земную жизнь в страшных грехах… Они совершают пугающие ум поступки легко, без какого-либо препятствия в совести, и для них такое положение дел является нормальным. Они даже не ищут себе оправданий, а считают, что так и должно быть. Профессор Алексей Осипов, рассуждая на эту тему, просит задуматься о том, до какого демонического состояния дошел бы человек, если бы не было смерти. Поэтому всякий раз, когда в разговорах вы слышите слово смерть, помните о том, то это не где-то там далеко с другими людьми, а смерть в мире по промыслу Божиему, и ровно настолько, насколько она касается других людей, она коснется и вас, и ваших близких.

Вернемся к мучениям. Девятая заповедь Блаженств звучит так: «Блажени, есте егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Святитель Иоанн Златоуст в пояснениях к этой заповеди обращает внимание на очень интересный момент. Он пишет: «Заметь, после скольких Заповедей предложил Христос последнюю! Он хотел показать, что тот, кто заранее не подготовлен, не может вступить в подвиг перенесения страданий, злословий, гонений за Христа». На самом деле в приходской практике приходится постоянно сталкиваться с так называемой духовной неподготовленностью. Это часто встречается у людей, которые ведут не христианский образ жизни, не борются со страстями, и вопросы духовности для них не вопросы, а так разговоры о пустом. Такие люди могут иметь высокое нравственное развитие, которое отвечает требованием современной культуры общества, но, говоря о духовной составляющей, они не до конца понимают, о чем идет речь. И когда у таких людей на жизненном пути встречаются испытания, требующие духовных сил, им не просто бороться, так как подготовки у них нет. Это можно сравнить с тем, когда человек в момент опасности прикладывает большое количество физических сил, чтобы убежать от нее, но, не имея должной физической подготовки, не сможет этого сделать. Точно так и человек, который неожиданно для себя столкнулся, к примеру, со смертью близкого, испытывает очень сильные душевные переживания. Часто ощущается боль, которую мы чувствуем в душе. И как человек, который без подготовки пробежал большую дистанцию, остается без сил и не может просто идти, мы после таких сильных душевных переживаний истощены, у нас не остается сил на самые простые душевные качества, такие как сострадание, терпение и т.д. После таких испытаний неподготовленные люди могут впадать в уныние. Путь, когда люди приходят к Богу через страдания, непростой. Но, ощущая благодать, которая помогает восстановить духовное равновесие, по средствам сравнения люди остаются в Церкви и утверждаются в вере.

Поэтому не все люди могут претерпеть мучения. Более того, под страхом смерти христиане и в первые века и сейчас, если вспомнить историю СССР, отрекались от Христа, просто потому, что духовно не смогли бы перенести все испытания. Мы знаем много примеров преданности Христу из жизнеописаний новомучеников. Но сколько было христиан добровольно отрекшихся от веры под страхом гонений… Очень важно отметить, что явной вершиной духовного роста должна быть всеобъемлющая любовь, даже к мучителям. Христос молился за людей, которые Его распинали. Святые отцы отмечают, что если внешним подвигом девятой заповеди Блаженств является мученичество, то внутренним – любовь. Священномученик Фаддей (Успенский) учил: «Нужны Христу не страдания и смерть сами по себе, а совершенная любовь, которой очиститься от страстей и укрепиться более всего помогают страдания и смерть». Старец Иоанн Крестьянкин говорил о том, что наше время – время бескровного мученичества. Но как претерпеть мучения и не сломаться? Для ответа на вопрос давайте порассуждаем о том, как переносили мучения и где черпали силы страдальцы за Христа, прославленные в лике святых. Блаженный старец Паисий Афонский, рассуждая о страданиях мучеников, говорит: «Для святого, идущего на мученичество, его любовь ко Христу превосходит боль и нейтрализует ее. Для того, чтобы победить страсти, которые собственно и препятствуют нам служить Господу с полной силой, нужно иметь добрые мысли. Помысел обуздывает страсти». Старец обращает внимание на очень важный для каждого христианина «инструмент» для спасения – помысел. Давайте разберемся, как в человеке развивается грех. В догматическом богословии выделяются следующие этапы развития греха: помысел, внимание, беседа с помыслом, желание, решимость, дело. Именно с помысла все и начинается. Как благой помысел – начало добра, так и греховный помысел – начало зла. В действительности, имея в сознании помысел, мы можем дать ему два пути. Первый, это когда мы не обратим на него внимания, и он словно свеча тут же угаснет, не получив внутри нас никакого развития. Второй путь – это когда мы обращаем на него внимание. Необходимо понимать, что, уделяя внимание помыслу, мы рассеиваем внимание в чем-то другом. Ведь если человек весь сосредоточен на молитве, то уделив внимание помыслу, он тут же рассеивается на молитве. И если мы не отвлечемся от помысла, то неизбежно, по мере возрастания внимания к помыслу, внутри нас будет рождаться, так называемая, беседа с помыслом. Святые отцы не случайно призывают находится в постоянной молитве. Ведь именно, сосредоточив внимание на усердной молитве, у нас не будет возможности распыляться на помыслы. Беседа с помыслом подобна борьбе. Внутри нас начинают возбуждаться затихшие страсти, в ответ мы ищем доводы и силу воли противостоять им, и, если это сражение проиграть, то наступает следующий этап в развитии греха – это желание. Появляется в нас желание принять помысел. И мы уже начинаем не противостоять ему в мыслях, а искать доводы для принятия его в свою жизнь. Кто-то может рассуждать о тех последствиях, к которому приведет грех, а кто-то будет просто искать оправдание своему еще не совершенному поступку. После принятия помысла наступает вопрос о решимости человека для совершения греховного дела. Мы можем принять помысел, но без решимости не совершать греха. На этом этапе, я уверен, многие испытывали сильное желание совершить грех, например, обругать кого-то при встрече, но, как только наступает встреча, без решимости мы не совершаем греха, а просто сдерживаем себя. И если мы находим в себе мотивацию для греховного поступка, греховного дела, то нам останется только один этап – само греховное дело. И кажется, что все готово для совершения греха, человек прогнил внутри для греха, сковал свою духовность мнимыми убеждениями, однако сам грех, само греховное дело может быть не совершено в силу внешних обстоятельств, например, потому что нету возможности встретиться и поговорить с обидчиком. Не случайно в евангелии Иисус Христос говорил о том, что если кто с вожделением посмотрит на женщину, то уже совершил грех. Так оно и получается, может внешнего исполнения греховного дела нету, а внутри человека грех получил развитие до определенного этапа.

Преподобный Макарий Египетский замечает: «Человек будет наслаждаться обетованием в такой мере, в какой уверовал, полюбил Бога, а не в такой мере, в какой потрудился. Поскольку дары велики безмерно, невозможно найти достойных трудов». Таким образом, от степени исполнения заповеди о любви к Богу и ближнему будет зависеть наша жизнь будущего века.

иерей Александр Лешкевич