Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

Семь доказательств существования Бога

Многие из православных верующих задумывались, а может и отвечали вживую другому человеку на вопрос: «А ты можешь доказать мне, что Бог существует? Если можешь,  то докажи». И очень часто мы, перебирая в своей голове аргументы в пользу доказательства существования Бога из своего собственного опыта, понимаем, что убедительны наши аргументы только для нас, или нашей семьи, но никак не для большого круга людей. Почему так происходит? Мы много читаем о том, как люди приходят к Богу. У каждого свои ступеньки ко спасению. Мы читаем о чудесах в жизни других людей, о том, как они, твердо отрицавшие факт существования Бога, задумываются и приходят в храм с надеждой открыть для себя что-то большее, загадочное, что изменит их жизнь. Мы встречаем людей, которые убеждены в том, что Бог существует в храме. Нет, не тех, кто изморенный семейными проблемами или болезнями пришел в храм с последней надеждой в поисках чуда. А тех, кто уверовал в Бога настолько, что исповедует Его в своих словах, мыслях, поступках каждую секунду своей жизни. О тех, кто старается изменить себя в лучшую сторону постоянно, зная о том, что в Боге можно бесконечно умножаться. В любом случае мы говорим об уникальном личном опыте, из которого каждый отдельно убеждается в том, что Бог существует. Но неужели за такую многотысячелетнюю историю человечества не было найдено универсального доказательства существования Бога? Нет, не было. Однако есть несколько интересных философских доказательств, которые возникли не на пустом месте, а в результате длительных рассуждений и поисков тех оснований, которые будут достаточны для такого доказательства.

Одно из самых известных - это онтологическое доказательство существования Бога. В целом, правильнее говорить онтологический аргумент. Потому что в беседе мы приводим его как неоднозначное доказательство, а как аргумент, который убеждает собеседника в том, что Бог существует. Есть несколько онтологических аргументов, однако их всех объединяет то, что они начинаются с относительного определения Бога и заканчиваются необходимостью его существования. Общепризнано, что первый онтологический аргумент был предложен Ансельмом Кентерберийский в 1078 году. Ансельм Кентерберийский – это католический богослов, средневековый философ. Ансельм описал Бога, как «нечто, лучше которого нельзя ничего вообразить». Другими словами, можно сказать, что Бог самый совершенный или сверхсовершенный (подразумевая, что сверх не только всего человеческого, но и всего, что может быть вообще). Дальнейшая логика достаточно проста: Если Бог совершенен, то он существует. Не сразу все понятно. Однако, здесь имеется ввиду следующее: существования является частью совершенства. Иначе, если совершенное существо не существует, то какое оно тогда совершенное? Получается, что из совершенства Бога вытекает Его существование. В противном случае, получается, что если Бог не существует, то Он не совершенный – противоречие, т.к. Бог по определению совершенен. Разного рода схожие аргументы были предложены такими философами как Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Мулла Садра и другими.

Далее поговорим о психологическом аргументе. Своими корнями этот аргумент уводит нас в эпоху Цицерона. У него были мысли похожие на психологический аргумент. Однако, изначально аргумент сформулировал блаженный Августин. Суть этого аргумента проста: идея о Боге, как таковая, не может сформироваться у нас в результате самостоятельных мыслительных процессов, но только благодаря Самому Богу. Проще говоря, сколько бы человек не наблюдал за окружающим его миром, как бы много он не проводил различных исследований, как бы много он не испытал переживаний и т.д., идея о Боге не может появиться в нашем сознании без самого Бога. Цицерон писал о том, что ложные вымыслы время уничтожает. Тем самым обозначал, что т.к. идею о Боге невозможно уничтожить, то она истинна. В последующем психологический аргумент развивал Рене Декарт.

Космологический аргумент является одним из самых интересных и весомых. Он заставляет собеседника как минимум задуматься и порассуждать на предмет того, что может послужить основанием всего сущего кроме Бога. Этот аргумент встречается уже в трудах Платона и Аристотеля. На пороге X-XI веков восточный философ-ученый, который на Западе известен как Авицена, сформулировал аргумент логико-математически. Сам аргумент чаще всего формулируется в три этапа. 1) Всякая вещь имеет свою причину вне себя. Причиной детей будут их родители, причиной какого-то изделия будет то предприятие, на котором оно изготовлено, причиной яблока будет дерево и т.д.  2) Вселенная состоит из вещей, которые имеют причину вне себя. Следовательно, вселенная, состоящая только из таких вещей, сама должна иметь свою причину вне себя. Другими словами, в силу того, что внутри вселенной все имеет причину вне себя и сама вселенная будет иметь такую же причину. 3) Наша вселенная является материей. Причем вселенная существует внутри времени и пространства. Так же наша вселенная обладает энергией. Значит причина вселенной должна быть нематериальной, не ограниченной временем и пространством, и быть выше понятия энергия. Выводом будет то, что Бог есть. Более того, философы идут дальше и говорят, что Бог будет нематериальным духом (Бог только духовный, иначе он не был бы совершенным), вездесущим (т.е. Бог не зависит от пространства), вечным (время никак не влияет на Бога, Бог выше времени, Бог влияет на время) и всемогущим (всякая энергия управляема Богом, и только Бог, который берет начало в Самом Себе, выше всякой энергии и не зависит от нее). Интересно, что современной наукой космологический аргумент не опровергается, а даже формулируется на ее языке. В рамках теории «Большого взрыва», которая объясняет происхождение вселенной космологический аргумент будет выглядеть следующим образом. 1) Все, что когда-либо появлялось, имеет причину. 2) Вселенная появилась. 3) Следовательно, вселенная имеет причину. Эта разновидность космологического аргумента называется каламическим аргументом. Из ученых-философов Лейбниц использовал космологический аргумент, рассуждая о достаточном основании для вселенной.

Далее речь пойдет о самом простом и распространенном аргументе. Телеологический аргумент не имеет даже имени или имен ученых, которые его сформулировали. Все потому что, скорее всего, каждый из нас в определенные моменты своей жизни сам находил его в своем уме. Основан этот аргумент на разумности и совершенстве окружающего нас мира. Согласитесь, что наш мир поражает своей гармоничностью, закономерностью и уникальностью. Какие удивительные формы жизни ученые находят в глубинах океана, воздухе, земле, и все они могут существовать рядышком на одной планете. Как сбалансирован питательный круговорот на нашей Земле. Ученые, которые занимаются детальным изучением тех законов, которые заложены в природу, постоянно удивляются ее гармоничности. Вот несколько высказываний видных современных ученых. "Равновесие между гравитационными и электромагнитными взаимодействиями внутри звезд, - пишет П. Девис, - соблюдается почти с немыслимой точностью. Вычисления показывают, что изменение любого из взаимодействий всего лишь на 10-40 его величины повлекло бы за собой катастрофу для звезд типа Солнца". Профессор М. Рьюз, рассуждая о возможной первопричине мира, пишет: "Понятие о такой причине возвращает нас, по сути дела, к признанию Высшей силы того или иного рода, которую вполне можно именовать Богом. Кстати говоря, мне кажется, что эта аргументация подпадает под класс доводов, традиционно известных как телеологические". И продолжает: "Вообще же, предположение, что за покровом наличного бытия вселенной, за ее организацией должен скрываться некий Разум, начинает казаться в наши дни все более правдоподобным". Особенно обращает на себя внимание т.н. антропный принцип. Когда были выявлены значения мировых констант (скорости света, заряда и массы электрона и т.д.), оказалось, что даже при самых ничтожных изменениях их величин, космос был бы совершенно иным и наши формы жизни, прежде всего человек, не смогли бы существовать. Известный американский ученый Ральф Эстлинг так прокомментировал этот принцип: "Абсолютно во всем, начиная от постоянных, определяющих гравитационные, электромагнитные, сильные и слабые ядерные взаимодействия, и вплоть до основных биологических предпосылок, мы обнаруживаем, что космос в целом, наше Солнце в частности, и в особенности Земля настолько точно подогнаны к нам, что неизбежно напрашивается вопрос: а не Бог или кто-то еще с аналогичным именем создал все это, прежде всего имея в виду нас? Это слишком много для совпадения, даже для чуда, чтобы назвать это чистой случайностью". В журнале известия за 1970 года есть статья, посвященная телеологическому аргументу. В этой статье речь шла и о математической вероятности случайного возникновения жизни на планете Земля: "Как-то математики подсчитали вероятность возникновения жизни на земле. Оказалось, что по законам мира чисел мы не имеем права возникнуть, а уж если возникли, то не должны были выжить". Интересно, что этот аргумент еще называют аргументом часовщика: «Если есть часы, то есть часовщик, который их создал». Его разрабатывал в том числе британский ученый Уильям Пейли, который писал: «Если бы вы нашли в чистом поле часы, то исходя из очевидной сложности их конструкции, вы пришли бы к неизбежному выводу о существовании часовщика». В конце отметим, что и православные Богословы не раз обращались к этому аргументу. В частности, Григорий Богослов писал: «Ибо Вселенная как могла бы составиться и стоять, если бы не Бог все осуществлял и содержал? Кто видит красиво отделанные гусли, их превосходное устройство и расположение, или слышит саму игру на гуслях, тот ничего иного не представляет, кроме сделавшего гусли или играющего на них, и к нему восходит мыслью, хотя, может быть, и не знает его лично».

Далее речь пойдет о нравственном или моральном аргументе. Этот аргумент исходит из нравственного закона, который заложен в нас. Мы можем пронаблюдать то, что большинство людей следует некоторым нравственным законам, не зная сами законы. Люди осознают, что такое хорошо и плохо. Следовательно, есть некий нравственный объективный свод законов. Но т.к. хорошие люди совершают злые поступки, а плохие люди совершают и добрые, то необходим независимый от людей источник этого объективного нравственного закона. А таким источником может быть только высшее и совершенное существо – Бог. С этим аргументом трудно спорить. Потому что в нашей жизни подавляющее большинство людей испытывало состояние «угрызения совести». Исходя из этого мы начинаем рассуждать на тему: «Почему в нас есть такой закон?» И, как правило, все доводы против этого аргумента рассыпаются. К примеру, если кто-то скажет, что этот закон заложен воспитанием, то в качестве контраргумента мы может сказать о том, что есть много замечательных людей, которых в детстве плохо воспитывали (плохой пример родителей), однако они выросли добрыми людьми.

Исторический аргумент обладает интересным свойством. Об этом аргументе мы не задумываемся, однако он прост и очевиден. Этот аргумент основан на том, что за всю историю человечества не было ни одного народа или государства, которое бы не говорило о Боге или не молилось языческим богам. Цицерон считает этот аргумент самым убедительным: "Мы считаем нужным указать на то, что нет племени столь дикого, нет человека, настолько потерявшего сознание о нравственных обязанностях, душу которого не освещала бы мысль о богах. Многие о богах думают не право, но это обыкновенно происходит от нравственного развращения и порочности: все однако же убеждены в том, что есть сила и природа божественная. И такое признание не от предварительного уговора и соглашения людей; это памятование о богах утвердилось не в силу государственных постановлений или законов, но во всяком этом деле единомыслие всех народов должно быть почитаемо законом природы" Такую же мысль высказал известный греческий писатель и философ Плутарх: "Обойди все страны, ты можешь найти города без стен, без письменности, без правителей, без дворцов, без богатств, без монеты, но никто не видел еще города, лишенного храмов и богов, города, в котором не воссылались бы молитвы, где не клялись бы именем божества..." В действительности истории не известно ни одного атеистического племени. Как можно объяснить этот удивительный факт? Невольно приходим к выводу о том, что идея Бога не принадлежит отдельному человеку или группе людей. Она принадлежит Самому Богу.

В заключении необходимо сказать об религиозно-опытном аргументе. И прежде чем рассказать его суть, расскажу интересную историю. В 1790 году около французского города Жюллек упал метеорит. Мэр составил протокол об этом событии, который подписали 300 свидетелей, и послал в Парижскую Академию. Думаете академики поблагодарили за помощь науке? Нет. Парижская Академия составила объемистый трактат "Об абсурдности падения камней с неба", и приняла специальное постановление по этому поводу. В то время многие музеи выбросили метеориты из коллекций, чтобы "не сделать музей посмешищем". А один из академиков Делюк заявил: "Если даже такой камень упадет у меня перед ногами, и я вынужден буду признать, что я его видел, я добавлю, что поверить в это я не могу". Другой академик Годен добавил, что "подобные факты лучше отрицать, чем опускаться до попыток объяснить их". В чем дело? Почему академики объявили войну метеоритам? В то время, согласно поверьям людей, камни с неба посылает Господь Бог. "Раз Бога нет - значит, не может быть и камней с неба", - постановили парижские академики. У верующего человека эта история вызывает улыбку:) Почему именно у верующего? Все просто. Чаще всего мы пользуемся для доказательства Бога именно религиозно-опытным аргументом. Основанием этого аргумента являются очевидные сверхъестественные проявления действия Божией силы среди людей. Мощи святых и множество чудесных исцелений от болезней, схождение благодатного огня и исцеление бесноватых, переживания души в результате клинической смерти и исторические доказательства страданий Иисуса Христа – все это в совокупности, и много других опытных переживаний чуда и Божьего промысла, которые происходили в вашей жизни, являются ничем иным как религиозно опытным аргументом.

Есть много других аргументов: волюнтаристский аргумент, формальный аргумент Геделя и т.д. Однако все они просто аргументы. Бог выше того, что есть в науке. Господь не раз указывал нам на то, что именно вере открывается истина. Более того, по словам Феофана Затворника, наши знания могут быть лишь твердым основанием для нашей веры. Вспоминается история из жизни митрополита Сурожского Антония: «Мне пришлось раз стоять в ожидании такси около гостиницы «Украина». Ко мне подошел молодой человек и говорит: «Судя по вашему платью, вы верующий, священник?» Я ответил: «Да». — «А я вот в Бога не верю…» Я на него посмотрел, говорю: «Очень жаль!» — «А как вы мне докажете Бога?» — “Какое доказательство, какого рода доказательство вам нужно?» — “А вот: покажите мне на ладони вашего Бога, и я уверую в Него…» Он протянул руку, и в тот момент я увидел, что у него обручальное кольцо. Я ему говорю: «Вы женаты?» — «Женат.» — «Дети есть?» — «И дети есть.» — «Вы любите жену?» — «Как же, люблю.» — «А детей любите?» — «Да.» — “А вот я не верю в это!» — «То есть как: не верю? Я же вам говорю…» — «Да, но я все равно не верю. Вот выложите мне свою любовь на ладонь, я на нее посмотрю и поверю…» Он задумался: «Да, с этой точки зрения я на любовь не смотрел!..»

Мы все называем себя людьми верующими. И не случайно. Давайте будем еще и верными Богу. Верными на протяжении всей жизни.

иерей Александр Лешкевич