Исполнение Царствия Небесного
На сороковой день после Пасхи Церковь торжественно воспоминает и празднует Вознесение Господне. Это событие описано и в Евангелии, и в книге Деяний святых апостолов. В продолжение сорока дней после Воскресения Господь Иисус Христос пребывал на земле, являлся своим ученикам. В одну из таких встреч с учениками Христос, благословляя их, стал удаляться и возносится на небо, вскоре став совершенно невидимым.
Современному человеку не всегда понятно, в чем собственно праздник. Горячо любимый Своими учениками Христос в этот день покинул их, стал невидим для них. С первого взгляда день Вознесения больше похож на день разлуки. Однако в Евангелии мы читаем, что очевидцы этого события «возвратились в Иерусалим с радостью великою». Так чему же собственно радоваться?
По слову протопресвитера Александра Шмемана, не уход Христа празднует Церковь, а именно Его вознесение на небо. В богослужебных текстах этого дня можно услышать, что христиане веруют в то, что Христос вознесся на небо вместе со Своим телом, со Своею плотью. А, следовательно, некогда грехом заключенное для людей небо, отныне отверсто Христом, воскресшим из мертвых и разрушившим узы греха и смерти. Вознесение – это возвращение человечества домой, в Небесное, истинное наше отечество.
Человек, зараженный грехом, ежели не борется с ним, то духовно слепнет, можно даже сказать глупеет. Упиваясь собственной властью, успехом, гордыней человечество именно в этом стало видеть цель своего существования. Жизнь только одна, поэтому нужно как можно больше заработать, как можно большего добиться, неважно, каким способом; ведь время все заставит забыть, а я пока могу, буду возвышаться. Однако никакого возвышения нет. «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», − сказал Господь. Заботясь только о земном, не желая даже помыслить о небесном, человек всеми своими успехами, заработками и достижениями приковывает к земле и тело свое, и душу. Конец же и у царя, и у раба один и тот же. Либо пышно и торжественно, либо бедно и скромно погребенное тело в любом случае будет съедено известными существами. А вот душа человека, как цепью прикованная к земле грехами, подобно птице, будет биться, желая взлететь, и не сможет.
Вознесение Христа открывает путь на небо каждому человеку, но только в том случае, если человек этого захочет. Христос победил грех и смерть, поэтому следуя за Ним каждый человек, христианин, может победить грех, избежать смерти, и, даже если не возвыситься на земле, сможет вознестись на небо. Ибо для того Бог и сошел на землю, чтобы всякого человека вознести, возвратить на небо, домой.
Однако, ведая немощь человеческого естества, Бог не оставил человека одного без помощи в борьбе с грехом. Еще перед страданиями Господь обещал ученикам, что пошлет им от Отца Своего Утешителя Духа Истины, который наставит их на всякую правду и пребудет с ними вовек. Через десять дней после Вознесения, через пятьдесят дней после Пасхи Церковью празднуется день сошествия Святого Духа на апостолов. Это событие подробно описано в книге Деяний апостольских. Там же описано и то, каким образом на апостолах отразилось действие Святого Духа. Они начали говорить на разных языках, их проповеди имели необъяснимую силу, люди тысячами крестились, апостолы исцеляли больных, даже воскрешали мертвых, совершали множество чудес. По молитвам святых апостолов, посредством возложения их рук, Дух Святой нисходил и на всех новокрещенных людей,
запечатлевая их веру, подавая им силу и решимость жить согласно своей вере. До наших дней Святой Дух действует в Христовой
Церкви. Именно благодаря этому совершалось и совершается в ней столько чудес. Все мы знаем, а кто-то и испытал на себе, всемогущую Божию силу. Молясь тому или иному святому, обращаясь в молитвах к Божией Матери или к Господу человек получает утешение, исцеление, вразумление невидимым действием Святого Духа.
В день Пятидесятницы, день сошествия Святого Духа на апостолов, Сам Бог, ибо Святой Дух это и есть истинный Бог, сошел, вернулся в мир и стал пребывать среди людей. Не просто приблизилось проповеданное Христом Царствие Божие, в этот день оно раскрылось. Теперь всякий, кто ни пожелает, может войти в него и жить в нем.
иерей Антоний Моргун