Успение Пресвятой Богородицы
Ежегодно 28 августа Святая Церковь молитвенно воспоминает Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
После сошествия Святого Духа святые апостолы отправились на проповедь, а Пресвятая Дева жила в Иерусалиме в семье апостола Иоанна Богослова. По преданию примерно на семидесятом году жизни Ей явился архангел Гавриил и возвестил о скорой Ее кончине. Эта весть нисколько не испугала Богородицу. После Вознесения Господа Иисуса Христа Она постоянно молила Его о скорейшей их встрече. По мере распространения христианства росла и слава Пречистой Матери Иисуса Христа. Смиренная, не искавшая и не желавшая никакой славы и почитания Богородица стала еще сильнее молиться о скорейшем переходе от земли к небу. В удостоверение своих слов архангел Гавриил вручил ей сияющую небесным светом ветвь от райского дерева. Лишь об одном тогда молила Бога Пречистая Дева, чтобы после исхода души от тела не видеть Ей страшных и мерзких демонов.
Чудесным образом ко дню Успения Божией Матери со всех концов земли были собраны в Иерусалим апостолы. Узнав от святого Иоанна Богослова о причине их чудесного собрания, они начали сокрушаться, рыдать. Пресвятая Богородица утешала их, говоря, что Она как и при жизни, так и после смерти не оставит их своими молитвами, будет им Помощницей, Заступницей, Молитвенницей и Утешительницей.
Наступил день кончины Девы Марии, предвозвещенный Ей архангелом Гавриилом. Все апостолы собрались у одра, на котором лежала Пречистая Дева. Они усердно молились, славословили Господа, в то время как их осияла небесная слава, и дом озарился светом. При ангельском славословии, со многими праведниками к смертному одру Своей Матери явился Сам Господь Иисус Христос, чтобы принять Ее душу в свои вечные обители. При виде Своего Сына лицо Пречистой Богоматери озарилось несказанной радостью, Она немного привстала, чтобы поклониться Ему как Богу, снова легла и уснула. Лицо Ее так и осталось радостным, на нем не было ни тени печали или страха, а от бездыханного уже тела исходило благоухание.
По завещанию Самой Богородицы, Ее тело погребли в Гефсимании, где были похоронены и Ее родители, и праведный Иосиф Обручник. По промыслу Божию, святой апостол Фома не был на погребении Богородицы. Лишь через три дня после похорон он прибыл в Иерусалим и весьма печалился тем, что не успел. Он повергся перед камнем, закрывающим вход в пещеру-гроб Пресвятой Девы, и рыдал. Тогда прочие апостолы решили отвалить камень от гроба, чтобы святой Фома смог поклониться телу Матери Господа и Бога Своего, облобызать его и этим получить утешение. Однако когда камень был отвален, удивление и ужас поразили апостолов: в пещере не было тела, лежали лишь погребальные пелены ‒ плащаница. Взяв их, апостолы отправились домой, молясь, чтобы Господь изъяснил им происшедшее. Дома после трапезы им явилась Сама Пречистая Дева, утешая их, Она сказала, что отныне пребудет всегда с верными учениками Сына Своего, что не оставит их во веки. Утешенные и обрадованные этим явлением апостолы уразумели тогда: Богородица воскрешена Богом на третий день после Своего успения и вместе с пречистым телом принята в райские обители. Потому и день смерти Божией Матери называется Успением (сном), после которого последовало пробуждение в вечную жизнь.
Величественно и торжественно отмечается в Церкви день Успения Богородицы. Хотя на иконе праздника или на плащанице изображена умершая Дева Мария, у всех радостные лица. Как это разительно отличается от той атмосферы похорон, к которой привыкли мы все. Скорбь, иногда уныние, чувство безысходности, непреодолимая непонятная тяжесть наполняют не только сердца присутствующих на похоронах, но, кажется, даже воздух напоен непреодолимой тоской. Невыразимо тяжело видеть человека, еще вчера живого, живущего такой жизнью, как я, теперь бездыханно лежащего в гробу. Подспудно, глубоко в душе у каждого, даже убежденного атеиста, мелькает мысль: неужели это все? Неужели вот так просто человек перестает быть?! Не может быть, а куда же поделись его любовь к семье, его доброта к окружающим и все-все другие черты его характера? Неужто всего лишь правильно работающий организм был причиной всего того, за что мы его любили? Перестало биться сердце и все исчезло? И вот тут если нет у человека обуреваемого такими мыслями хоть сколько-нибудь веры, то все. Смерть ‒ это тупик, бездна, вечная разлука, непреодолимая тьма. Но ежели имеет человек веру в то, что душа умершего бессмертна, пусть даже небольшую, некрепкую, колеблющуюся, то в кромешную тьму похорон прорывается луч света, надежды: это не конец, пусть невидимо, пусть пока непостижимо для нас, но умерший не перестал быть, он есть, он жив, мы встретимся!
Праздник Успения ‒ это свидетельство Церкви о том, что смерть перестала быть разлукой, она стала встречей. На иконе праздника мы видим у смертного одра Пресвятой Богородицы Самого Христа, принимающего Ее душу в Свои руки. То, о чем так горячо молилась Дева Мария, чего ждала всю жизнь после Вознесения Христова, ныне исполнилось. Потому нет в Успении Пресвятой Девы Марии никакого страха, никакой печали, тоски, есть только радость, пасхальная, неземная, необъяснимая. «На бессмертное Твое Успение собрались мы», ‒ восклицает Церковь в песнопениях этого праздника. Бессмертное успение ‒ бессмертная смерть, парадоксальное словосочетание. Смерть побеждена, она больше не властвует над человеком. «Гроб и смерть не удержали» в своей власти Матерь Самой Жизни. Пресвятая Богородица перешла туда, куда стремилась всю свою жизнь: к Богу, в Божие Царство.
Пресвятая Богородица была человеком, праведным, святым, но все же человеком, во всем подобным нам. Святыми же не рождаются: ими становятся. Потому и жизнь, и смерть Девы Марии могут и должны каждого христианина воодушевлять к тому, чтобы стремиться к святости. Теперь мы отчасти знаем, «что уготовал Бог любящим Его».
Главной составляющей нашей жизни должна стать любовь к Богу. Мы должны стремиться никогда не отпадать от Него, приближаться к Нему. А в этом деле, конечно, необходимы постоянная молитва, покаяние, покорность воле Божией. Человек, в этой жизни стремящийся никогда не отступать от Бога, возлюбивший Его больше всего, после смерти не будет отвержен Богом. Даже если и совершит человек грех, то за старания, усердие в молитве Господь не помянет этого. Смерть для человека, возлюбившего Бога, перестанет быть страшной, а станет желанной: «Желаю разрешитися и со Христом быти», ‒ говорит святой апостол Павел.
Каждый человек неумолимо приближается к порогу своей жизни. Успение Пресвятой Богородицы открывает нам то, что за этим порогом уже сияет невечерний свет Царствия Христова, и каждый, кто хочет, может в него войти.
иерей Антоний Моргун