Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

социальная группа

видеоканал прихода

канал на youtube


Дорогие прихожане!

При нашем храме
по воскресным дням работает

православная библиотека.

Время работы:

8.30 - 9.30

11.30 - 14.00 


Дорогие братья и сестры!

При нашем храме работает сестричество

"МИРОНОСИЦА"

Сестры милосердия трудятся при бывшей железнодорожной больнице.

Прежде всего, оказывают духовную помощь больным, а также выполняют другие послушания.

Желающим вступить в сестричество нужно записаться на свечном ящике в храме.

Справки по телефонам:

42-47-99, 42-39-49.


 

Рекомендуем:

Последний номер журнала "МИРО"

№2 (41) 
Март-Апрель 2017

скачать


Фотоархив

Богоявление 2017 

Путь к Успению Пресвятой Богородицы

 

К торжественному празднованию дня Успения Пресвятой Богородицы Православная Церковь готовит своих чад двухнедельным постом. Из четырех многодневных постов Успенский самый короткий, хотя и строгий. Начинается Успенский пост 1 августа по старому стилю или 14 ‒ по новому. Начало этого поста совпадает в церковном календаре с целым рядом праздников и воспоминаемых событий: «Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164). Семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. До Р.Х.)». Кроме указанных в календаре событий  в Русской Православной Церкви 1/14 августа воспоминается великое событие Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром в 988 году. Именно на этот день указывают письменные источники 16 столетия: «Крестися великий князь Владимир Киевский и вся Русь августа 1». И еще кроме всех указанных церковных празднеств ко дню 1/14 августа крепко прикрепились народная традиция освящения нового сбора меда, потому и называется этот день в народе Медовый Спас. Попробуем по порядку разобраться, что же за события воспоминаются и празднуются в этот день.

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Название праздника на первый взгляд не совсем понятно. Слово «происхождение» не совсем верно было переведено с греческого языка на славянский, буквальный перевод звучит «предъисхождение» т.е. «несение впереди» целого или части древа Животворящего Креста Христова. Начало свое этот праздник получил в Византии и окончательно установился к 9 столетию. Византия южная страна с жарким климатом и потому довольно часто случались там различные эпидемии, моры, а особенно опасным в этом отношении временем было начало августа, когда стояла самая сильная жара. Нередко эти летние эпидемии уносили жизни многих людей и простых и знатных. Надежду на спасение люди возлагали только на Бога. В разных городах и деревнях 1/14 августа организовывались крестные ходы. Ходили по улицам, неся иконы, совершая молебные пения. Крестные ходы продолжались до тех пор, пока очередная эпидемия не отступала. Особенно торжественным такой крестный ход был в столице Византии Константинополе. Накануне 31 июля (по старому стилю) из царской сокровищницы выносился Святой Крест и полагался на престоле храма Святой Софии. Начиная с 1/14 августа и до праздника Успения Пресвятой Богородицы, ежедневно совершались крестные ходы, перед которыми предносили Честной Крест Христов, предлагаемый для поклонения всем желающим. С днем изнесения Честного Креста соединился и обычай совершать малое освящение воды в придворной Константинопольской церкви первого числа каждого месяца. Таким образом, праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня - это воспоминание того, как византийские христиане во время тяжких испытаний прибегали к помощи Божией, к силе Честного Креста Господня, который потому и называется Животворящим, что подает жизнь и спасение всем, верою поклоняющимся ему и распятому на  нем Спасителю мира. Постепенно эта традиция укоренилась и перешла из Константинопольской Церкви в другие, в том числе и в Русскую Православную Церковь, принявшую христианскую веру от Византии. В настоящее время на утрене праздника Происхождения Честных Древ по окончании пения Великого славословия совершается вынос Честного и Животворящего Креста из алтаря и поклонение ему на середине храма. А в день праздника после совершения Божественной Литургии совершается чин Малого освящения воды.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник был установлен одновременно в середине 12 столетия и на Руси, и в Греции. Поводом к этому послужили победы, одержанные в один и тот же день 1/14 августа русским великим князем святым Андреем Боголюбским над волжскими болгарами и греческим императором Мануилом над магометанами-арабами или сарацинами.

Святой благоверный великий князь Андрей имел благочестивый обычай всегда брать с собой на поля сражений Честной Крест и образ Пресвятой Богородицы. Перед сражением князь полагал эти святыни перед построенным войском и вместе с ними коленопреклонно молился Спасителю и Пречистой Богоматери о даровании победы. Так было и перед сражением с волжскими болгарами 1/14 августа 1158 года. После общей молитвы русское войско, возглавляемое князем Андреем, выдвинулось на бой. Битва была сильной, погибли и русские воины, но, тем не менее, была одержана полная победа над неприятелем. Когда солдаты вернулись в стан, то были поражены чудесным явлением: от образа Богородицы и Креста, которыми они молились, отправляясь на битву, исходил дивный свет, озаривший все место, где они расположились. Воодушевленные этим явлением русские воины еще большим мужеством стали преследовать врагов, завоевали пять их городов и возвратились на родину.

В тот же день и в том же году произошла важная битва греческого войска под предводительством императора Мануила с арабами, желавшими захватить греческие земли. Этот захват, если бы он совершился, грозил не только политической зависимостью, но потерей христианской веры, потому что арабы обращали бы всех в магометанство. И вот перед сражением император Мануил, увидел как от Святого Креста и образа Богоматери, которые пребывали в стане греческого войска, исходил яркий свет, озаривший всех воинов. Когда была одержана победа над врагами, то успех император приписал помощи Божией.

Святой князь Андрей и император Мануил поддерживали между собою связь. Поэтому и один в скором времени узнали о совпавших чудесных событиях и победоносных сражениях. Киевским митрополитом в то время был Константин, а патриархом Цареградским Лука, посовещавшись с ними, князь и император решили установить 1/14 августа Празднование Господу и пречистой Его Матери в память об одержанных победах и в благодарность за помощь свыше.

Память семи мучеников Маккавеев: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Алима и Маркелла, матери их Соломонии и учителя их Елеазара (166 г. До Р.Х.). Во втором столетии до Р.Х. Иудея, давно потерявшая независимость, попала под власть Сирии. Сирийский царь Антиох Великий благосклонно относился к евреям, разрешил им жить по своим законам, исповедовать свою веру, исполнять обычаи. Но все резко переменилось со вступлением на сирийский престол Антиоха IV Епифана. Он начал проводить политику эллинизации всех народов входивших в его монархию. Антиох издал указ, по которому вся монархия должна была говорить на греческом языке, одеваться в греческие одежды, поклоняться греческим, т.е. языческим, богам. За невыполнение указа предусматривалась смертная казнь. Иудею постигло великое испытание, этим указом у иудеев отнималось все: и язык, и обычаи, и вера. Вместе с указом в Иерусалим прибыл отряд воинов, которые должны были следить за исполнением указа. Иерусалимский храм был обращен в капище, в нем поставили статую Зевса, приносили жертвы языческим богам, а иудеев заставляли есть идоложертвенное мясо, тех же кто отказывался, казнили на месте. Надо сказать, что многие под страхом смерти отрекались от своей веры в Единого Бога. Но были и непреклонные. Таким был старец Елеазар, ученый и уважаемый в Иерусалиме человек. Сирийцы очень хотели склонить его к отступлению от отеческой веры, чтобы и другие последовали его примеру. Сначала ему силой вложили в рот кусок мяса от жертвы Зевсу, но старец с презрением выплюнул его. Тогда воины просили, чтобы он сделал вид, что вкушает, чтобы ему последовали другие, и за это ему бы сохранили жизнь. На что Елеазар ответил: «В нашем возрасте не стоит притворяться! Боюсь я, что многие молодые сойдут с пути из-за меня и моего утаивания мыслей, видя, что Елеазар в свои 80 лет присоединился к чуждым обычаям, и все это из-за короткого отрезка жизни, оставшегося мне. Я могу запятнать и покрыть позором свою старость. И если сейчас я избегу наказания человеческого, то не скроюсь, живой или мертвый, от руки Всемогущего». Старца предали жестоким мучениям и умертвили. Но его подвиг не остался бесплодным. Вскоре к царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями, которые отказывались исполнить указ. Антиох уговаривал их, думая притворной добротой подкупить их, но получил ответ: «Мы готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы». Тогда поочередно шестерых юношей подвергли мучениям и смерти на глазах друг у друга и матери. Когда же настала очередь самого младшего, то мучители стали уговаривать Соломонию принести жертву богам и сохранить сына. Она же наоборот уговаривала его быть непоколебимым и не бояться мучений, не отступать от истинного Бога. Был замучен и седьмой отрок. Соломония, на глазах у которой только что убили семерых сыновей, воздела руки в благодарственной(!) молитве к Богу над их телами и там умерла. Подвиг старца Елеазара, Соломонии и семерых ее сыновей дал свои плоды, вскоре в Иудее вспыхнуло освободительное восстание против Антиоха, которое завершилось победой и принесло Иудее, пусть не надолго, но независимость. А мучеников за истинную веру прозвали Маккавеями, что в переводе означает «молот», в знак что они были крепкими, твердыми и непоколебимыми в стоянии за истину.

Следует обязательно сказать, что прозвище мучеников Маккавеями не имеет ничего общего со словом  «мак», и, как мы заметили, происходит вовсе не от него. А потому не верно считать, что в этот день освящается мак и не следует приносить его в храм.

Однако все-таки существует в этот праздник традиция освящать мед. Очевидно потому, что к этому времени, т.е. к середине августа, оканчивается период медосбора.

В завершение следует отметить, что для многих главным событием описанного праздничного дня стало почему-то именно освящение меда. Но ведь не в этом суть. Не лучше бы нам поучиться искренней, сердечной, непоколебимой и твердой, как молот, вере в Бога, которая во всех описанных событиях была главной темой. Именно благодаря искренней вере в Божественную силу Животворящего Креста византийские христиане ограждались и спасались им от смертоносных болезней. Именно благодаря сердечной вере в Божию помощь и заступление Богоматери святой князь Андрей и император Мануил одержали победы над своими неприятелями. Именно благодаря непоколебимой, твердой как молот вере святые мученики Маккавеи смогли претерпеть все страдания и прославиться на века.

Если не будет в доме освященного меда, то это не страшно. Ведь спасение души возможно и без него, а если вместо веры останется одно суеверие, то едва ли…

иерей Антоний Моргун