О БОГОЯВЛЕНИИ

Хотелось бы полюбомудрствовать несколько о святом спасительном крещении Спасителя нашего Иисуса Христа. Многие празднуют сей праздник и с названием его знакомы, но поводов, по которым он установлен, не знают.

Так, о том, что настоящий праздник называется Богоявлением, всем известно; а какое это Богоявление, и одно ли оно или два, этого еще не знают. Между тем крайне стыдно и весьма нелепо — каждый год, празднуя этот праздник, не знать повода, по которому он установлен. Посему, прежде всего, необходимо сказать вам, что не одно Богоявление мы празднуем, но два: одно настоящее, которое уже произошло, а другое — будущее, которое произойдет со славою при кончине мира.

О том и другом нам говорит блаженный Павел, который, беседуя с Титом, говорит так о настоящем Богоявлении: ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке; а о будущем Богоявлении: ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Тит. 2: 11–13). И пророк об этом последнем сказал так: солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный (Иоиль 2: 31).

Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Он родился, а тот, в который Он крестился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Посему в этот праздник все берут освященную воду в храмах Божиих, приносят ее домой, и хранят во весь год. И происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится от продолжительности времени, но она целый год, а часто два и три года остается свежею, и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился; до этого дня Он не был известен народу. А что народ не знал Его и не разумел, кто Он был, об этом Иоанн Креститель говорит нам: но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете (Ин. 1: 26). И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Креститель не знал Его до того дня? И я, говорит он, не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин. 1: 33). Отсюда видно, что два Богоявления.

А почему Христос приходит на крещение, об этом необходимо сказать, а также и о том, на какое Он приходит крещение, – и то и другое необходимо знать. И в начале мы расскажем о последнем, так как из этого мы узнаем и первое.

Было крещение иудейское, которое очищало телесные нечистоты, но не грехи совести. Так, кто совершал прелюбодеяние, или кто решался на воровство, или кто сделал какое-нибудь другое беззаконие, того оно не освобождало от вины. Но кто касался костей умершего, кто вкушал пищу, запрещенную законом, кто приходил из места заразы, кто обращался с прокаженными, тот омывался, и до вечера был нечист, а потом очищался. Тот должен вымыть одежды свои и омыться водою, говорится в Писании, и нечист будет до вечера; но когда зайдет солнце и он очистится (Лев. 15: 5; 22: 7). Это не были на самом деле грехи или нечистоты, но так как иудеи были несовершенны, то Бог, делая их чрез это более благочестивыми, с самого начала приготовлял их к точнейшему соблюдению важнейшего.

Итак, иудейское очищение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот. Не таково наше крещение: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, потому что освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа Святого. И крещение Иоанново было гораздо выше иудейского, но ниже нашего; оно было как бы мостом между обоими крещениями, ведущим чрез себя от первого к последнему, так как понуждало иудеев не к соблюдению телесных очищений, но вместо таковых увещевало и советовало переходить от порока к добродетели и надежду спасения полагать в совершении добрых дел, а не в разных омовениях и очищениях водою. Иоанн не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист; но что? Сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3: 8). Потому именно оно было выше иудейского, но ниже нашего, так как крещение Иоанново не сообщало Духа Святого и не доставляло благодатного прощения; оно повелевало каяться, но не было властно отпускать грехи. Поэтому Иоанн и говорил: Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Мф. 3: 11). Из этого видно, что Иоанн не крестил Духом. А что же значат слова: Духом Святым и огнем? Вспомним тот день, в который апостолам явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них (Деян. 2: 3). А что крещение Иоанново было несовершенно, не сообщало Духа и отпущения грехов, видно из следующего: Павел, прибыл в Ефес и, найдя [там] некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, — покаяния, не отпущения грехов; для чего же Он крестил? Говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса. И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый (Деян. 19: 1–6). Из этого видно, как несовершенно было крещение Иоанново. Если бы оно не было несовершенно, то Павел не крестил бы их снова, не возлагал бы на них рук; исполнив же то и другое, он показал превосходство апостольского крещения, и то, что крещение Иоанново гораздо ниже его.

Но из этого мы узнали различие крещений; теперь необходимо сказать, для чего Христос крестился и каким крещением. Ни прежним — иудейским, ни последующим — нашим, потому что Он не имел нужды в отпущении грехов; да и как может нуждаться в этом Тот, Кто не имеет никакого греха? Он не сделал никакого греха, говорится в Писании, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2: 22); и еще: кто из вас обличит Меня в неправде (Ин. 8: 46)? И Духу не была непричастна плоть Его; да и как могло быть иначе, когда она вначале была произведена Духом Святым? Итак, если и плоть Его не была непричастна Духу Святому, и Он не был подвержен грехам, то для чего Он крестился? Но прежде нам нужно узнать, каким Он крестился крещением, тогда и то будет ясным для нас. Каким же крещением Он крестился? Не иудейским, и не нашим, но Иоанновым. Для чего? Для того, чтобы мы из самого свойства крещения познали, что Он крестился не по причине греха и не потому, что имел нужду в даре Духа; как мы показали, это крещение было чуждо того и другого. Отсюда видно, что Он приходил на Иордан не для отпущения грехов, и не для получения дара Духа. Но чтобы кто-нибудь из присутствовавших тогда не подумал, что Он приходил для покаяния, послушаем, как Иоанн предупредил и это. Тогда как другим он говорил: сотворите же достойный плод покаяния (Мф. 3: 8), то Иисусу он говорит: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне (Мф. 3: 14). Этими словами он показал, что Христос приходил к нему не по той же нужде, по которой приходил народ, и что Он тем более далек был от нужды — креститься по той же причине, что был гораздо выше и несравненно чище и самого Крестителя. Для чего же Он крестился, если сделал это ни для покаяния, ни для отпущения грехов, ни для получения дара Духа? По другим двум причинам, из которых об одной говорит ученик, а о другой Он Сам сказал Иоанну. Итак, какую же причину этого крещения высказал Иоанн? Ту, чтобы Христос стал известным народу, как и Павел говорил: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем (Деян. 19: 4); это было завершением крещения. Если бы обходить жилище каждого и, подойдя к дверям, вызывать на улицу и, держа Христа, говорить: это есть Сын Божий, то это делало бы свидетельство подозрительным и было бы весьма затруднительно; также, если бы, взяв Христа, войти в синагогу и показать Его, то и это самое опять сделало бы свидетельство подозрительным; но когда весь народ стекся из всех городов к Иордану и пребывал на берегах реки, то уже то обстоятельство, что и Сам Он пришел креститься и получил удостоверение свыше голосом Отца и наитием Духа в виде голубя, делало свидетельство о Нем Иоанна несомненным. Поэтому он и говорит: Я не знал Его, представляя свидетельство свое достоверным (Ин. 1: 31), так как они были по плоти родственниками между собою: вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, говорил ангел Марии о матери Иоанна (Лк. 1: 36); если же матери были в родстве, то, очевидно, и дети. Итак, поелику они были родственниками, то, дабы не показалось, будто Иоанн свидетельствует о Христе по родству, благодать Духа устроила так, что Иоанн провел весь ранний свой возраст в пустыне, дабы не показалось, будто свидетельство высказывается по дружбе или по какому-нибудь подобному предвзятому основанию; но Иоанн, как был научен от Бога, так и возвестил о Нем. Вот он и говорит: Я не знал Его. Откуда же ты, Иоанн, узнал? Но Пославший меня, говорит, крестить в воде сказал мне. Что Он сказал тебе? На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин. 1: 33). Из этого видно, что Дух Святой снисшел не так, как в первый раз нисшел на Него (при непорочном Зачатии), но дабы показать проповеданного, наитием Своим, как бы перстом, указуя Его всем. По этой причине Он пришел на крещение.

Была и другая причина, о которой Он Сам говорит; какая же именно? Когда Иоанн сказал: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне, (Мф. 3: 14) – то Он отвечал так: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3: 15). Видишь ли благоразумие раба? Видишь ли смирение Владыки? Что же значит: исполнить всякую правду? Правдою называется исполнение всех заповедей, как говорится: Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1: 6). Так как исполнять эту правду должны были все люди, но никто из них не соблюл и не исполнил ее, то Христос, приходя, исполняет эту правду.

А какая, скажет кто-нибудь, правда в том, чтобы креститься? Повиновение пророку было правдою. Как Христос обрезался, принес жертву, хранил субботы и соблюдал иудейские праздники, так присоединил и это остальное — повиновался крестившему пророку. Воля Божия была, чтобы тогда все крестились, о чем и говорит Иоанн: Пославший меня крестить в воде (Ин. 1: 33); также и Христос: И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него (Лк. 7: 29, 30). Итак, если повиновение Богу составляет правду, а Бог послал Иоанна, чтобы крестить народ, то Христос со всем другим, что требуется законом, исполнил и это. Представим себе, что заповеди закона суть некоторая огромная сумма денег; этот долг должен был уплатить род наш; но мы не уплатили, и нас, подпавших такой вине, объяла смерть. Христос, пришедши и найдя нас одержимыми ею, уплатил этот долг, исполнил должное и исхитил от ней (смерти) тех, которые не могли уплатить. Посему Он не сказал: нам должно сделать то и то, но: исполнить всякую правду. Мне, Владыке имеющему, говорит Он, надлежит уплатить за неимеющих. Такова причина Его крещения, чтобы видели, что Он исполнил весь закон; и эта причина и есть, и та, о которой сказано прежде. Поэтому и Дух нисшел в виде голубя: И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (Ин. 1: 32), так как там где примирение с Богом, там и голубь. Так и в ковчег Ноев голубь принес масличную ветвь – знак человеколюбия Божия и прекращения бедствия; и теперь в виде голубя, а не в телесном виде (это особенно должно заметить), нисходит Дух, возвещая вселенной милость Божию и вместе показывая, что духовный человек должен быть незлобив, прост и невинен, как и Христос говорит: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18: 3). Но тот ковчег, по прекращении бедствия, остался на земле; а этот Ковчег, по прекращении гнева, взят на Небо, и ныне это непорочное и нетленное Тело находится одесную Отца.

иерей Михаил Берзон