Благовещение Пресвятой Богородицы
В палестинском городе Назарете жила семейная пара ‒ молодая девушка Мария и ее престарелый муж Иосиф. Мария с ранних лет воспитывалась при храме. Она как бы впитала в себя дух храмовой жизни: внутреннюю тишину, молитву к Богу, чтение Священного Писания и физический труд либо рукоделие. Именно эти занятия наполняли Ее жизнь постоянно, ничем мирским, суетным Она не интересовалась. Кроме того Мария дала обет девства, и потому была обручена старцу Иосифу, благочестивому человеку, который стал хранителем Ее чистоты. В один из дней, когда Мария, по своему обыкновению занимаясь рукоделием, читала Священное Писание, Ее мысль удержала слова пророка Исайи: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил», что значит «с нами Бог». Ее святая душа, конечно, ждала этого времени. Ожиданием обещанного Мессии Спасителя было тогда, как бы пропитано все иудейское общество. Однако в отличие от большинства народа, ожидавшего земного царя-освободителя, Мария жаждала именно близости Божией, жаждала освобождения от терзающего душу чувства вины, греха перед Богом и потому невозможности бытия с Ним. И насколько блаженной, счастливой представлялась Ей «Дева», которая сподобиться стать Матерью Мессии, сподобиться участвовать в Божественном спасении мира. Бесконечно смиренная, Она не могла и помыслить, хотя бы просто представить Себя на месте Этой блаженной «Девы». В это время очень яркий свет осветил их с Иосифом всегда полутемное жилище, и Мария увидела в лучах света юношу ‒ архангела Гавриила. Обращаясь к Ней, он сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Всегда смиренная, ничего достойного похвалы в Себе не видящая, душа Марии смутилась от таких слов. Ангел продолжал: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца». Памятуя о Своем обете девства, Мария недоумевала, как же возможно зачатие и рождение, когда Она «мужа не знает». «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Услышав сии священно-страшные слова, отныне уже Пресвятая Дева Богородица, смиренно ответила: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Эти слова есть выражение Ее личного согласия на участие в Божием деле спасения человека. Но вместе с тем, по толкованию святых отцов, согласие Богородицы есть и согласие всего человечества на принятие Бога в свой мир.
Описанное событие произошло более двух тысяч лет назад. Однако ежегодно Церковь снова и снова вспоминает, переживает его. Что же современному человеку можно взять из этого события, чему научиться? Сказать можно о многом, но хотелось остановить вот на чем. Насколько невыразимо близок Бог к человеку! И насколько одновременно с этим человек может быть далек от близкого Бога!
Современному человеку, постоянно находящемуся в движении, довольно сложно на чем-либо сосредоточиться. Темп нашей жизни постоянно ускоряется, все меньше времени остается на то, чтобы заглянуть в себя, задуматься о смысле жизни, хотя бы просто подумать. По выражению протопресвитера Александра Шмемана, человеческое общество похоже на большую машину, в которой люди только винтики, по отдельности не имеющие никакого значения, а каждому новому человеку-винтику предлагается просто включаться в работу машины, не задумываясь над самим собой. Внимание, сознание людей всеми мирскими силами приковывается только и только к этой земной жизни. Однажды кем-то была высказана мысль, что человек отличается от животного не только тем, что ходит прямо, умеет говорить и т.д., но еще и тем, что человек может смотреть вверх, он может оторвать взгляд от земли. Однако зачастую оторваться от земли, от житейской суеты бывает до невозможности сложно. Как священнику мне приходится часто беседовать с людьми. Практически в каждой беседе речь, так или иначе, подходит к вопросу: а давно ли вы были на исповеди? Вот, что я заметил: люди отвечающие, что давно исповедовались, в большинстве случаев не могут объяснить, почему. Человек не может сказать, чем он так сильно занят все семь дней в неделю, что нет времени хотя бы три часа посвятить своему внутреннему миру, своей душе. Все дела, которые поглощали его, казались ему неотложными, жизненно важными, довольно скоро забылись, испарились из памяти и в большинстве случаев люди довольно искренно не могут назвать достойную причину, для того чтобы забыть о душе.
Приведу один реальный случай, описанный в книге протоиерея Николая Агафонова из жизни обычной советской семьи. Умирал отец семейства, человек верующий, однако при жизни не сумевший к вере обратить сына. На смертном одре отец попросил сына исполнить свое последнее желание: после его смерти в течение сорока дней ежедневно приходить в его дом и просто молча сидеть пятнадцать-двадцать минут. Сын все исполнил. По истечении сорока дней сын стал постоянно посещать храм. В этот сорокадневный период в жизни человека появилось время, чтобы остановиться, перевести взгляд от земли к небу, с внешнего человека на внутренний мир.
В постоянной круговерти жизни человек забывает главное: он есть образ и подобие Божие. Не безликая песчинка в мировом людском океане, а неповторимый, единственный образ Бога. Поэтому Бог никогда не оставляет человека одного, подобно тому как мать, родившая ребенка, будет всегда иметь о нем заботу. Ребенок может заиграться и не замечать, что его сверху придерживают за воротничок, чтобы не упал. Но маме все равно, замечают ее или нет, она будет оберегать свое дитя, а если оно упадет, то поднимет, потому что ее любовь «все покрывает, все терпит, все переносит и никогда не перестает».
Жизнь Пресвятой Богородицы тоже не была лишена хлопот и забот. Живя при храме, Она безусловно исполняла какие-то послушания, выйдя замуж, выполняла всю домашнюю женскую работу. Но не это наполняло Ее жизнь. Каждый день Ее жизни был проникнут постоянным памятованием о Боге, обращением к Нему, размышлением о Нем, и как следствие осознанием Своей греховности, а поэтому смирением перед всеми жизненными ситуациями. Интересна мысль святителя Луки архиепископа Крымского: при явлении ангела Дева Мария ничуть не испугалась, хотя в еврейском народе тогда бытовало мнение, что подобные явления предвещают нечто нехорошее, а потому у всех они вызывали страх, ужас. Вспомните стражу у гроба Господня. Воины упали в обморок, когда увидели ангела, сошедшего с небес возвестить о Воскресении Христовом. Ничего подобного не произошло с Богородицей. Святитель Лука объясняет это тем, что Она незаметно для Себя Самой, Своей постоянной жизнью в Боге и для Бога, уподобилась ангелам, и потому при виде настоящего ангела ничуть не смутилась, ибо встретилась с подобным себе. Пресвятая Дева, живя в мире, настолько поднялась над всем мирским и тленным, сумела разглядеть неустанно промышляющего о человеке Бога, что сподобилась стать «Дверью», через которую Господь вошел в мир.
Так же и каждый человек может приподняться над всей своей жизнью, осознать, что именно его Бог сотворил таким, какой он есть, и поэтому жизнь складывается именно так, а не иначе. Каждый человек может, видя свои грехи и греховные наклонности, бороться с ними. Каждый может, духовно возрастая от силы в силу, очищая свою совесть от греховной скверны, ощутить, что он, по слову Христа, «не от мира сего». Каждый может оторвать взгляд от земли, поднять его вверх и увидеть Господа, говорящего: «Радуйся…Я с Тобой!»
иерей Антоний Моргун